Досье на проект федерального закона
Концепцией представленного проекта федерального закона является совершенствование отдельных положений законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, необходимость которого следует из анализа и обобщения правоприменительной практики и задачи приведения национального законодательства в соответствие с нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 82 ТК ЕАЭС отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов. Порядок совершения таможенными органами таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов определяется Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия), до его определения Комиссией - в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС. До настоящего времени указанный порядок Комиссией не разработан.
В соответствии с положениями статьи 83 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) Минфин России вправе определять таможенные операции и порядок их совершения в зависимости от перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС категорий товаров, видов транспорта и лиц, перемещающих товары.
В тоже время существующая практика показала необходимость определения порядка совершения таможенных операций (при регистрации декларации на товары, выпуске товаров, а также внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары), вне зависимости от вышеперечисленных критериев.
Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании в части порядка совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров, базируется на положениях ТК ЕАЭС, и не учитывает положения проводимой реформы таможенных органов о переводе таможенного декларирования в Центры электронного декларирования.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений в часть 2 статьи 83 Федерального закона позволит определить порядок совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов, а также взаимодействия таможенных органов при совершении таможенных операций связанных с:
регистрацией таможенной декларации;
выпуском товаров;
внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
Кроме того, даст возможность ФТС России определять отдельные таможенные органы, занимающиеся внесением изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, тем самым снизить нагрузку на Центры электронного декларирования, что позволит сократить сроки совершения таможенных операций.
Изменения в статью 108 Федерального закона направлены на приведение указанной статьи в соответствие с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
В целях совершенствования правового регулирования применения такой формы таможенного контроля как проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров (далее - Проверка) законопроектом предлагаются изменения в статьи 225 и 226 Федерального закона.
Частью 6 статьи 225 Федерального закона установлены сроки проведения Проверки, при этом норм, определяющих дату начала и завершения Проверки не содержится. В связи с этим законопроектом предусмотрено установление даты начала и завершения Проверки с учетом обстоятельств ее применения путем дополнения статьи 225 Федерального закона частью 8 и статьи 226 Федерального закона частями 2.1 и 2.2. Отдельно прописаны даты начала и завершения Проверки в случае обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, после выпуска товаров. При этом учтены положения решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" и от 23.07.2019 N 124 "О таможенном декларировании товаров для личного пользования".
Кроме того, с учетом положений пункта 9 статьи 333 ТК ЕАЭС уточняется, что по результатам Проверки может быть назначена таможенная проверка (новая часть 7.1 статьи 226 Федерального закона). Для этого случая не требуется уведомлять лицо, чьи документы и (или) сведения проверялись, о завершении Проверки, так как оно будет в установленном порядке уведомлено о начале таможенной проверки. Соответствующее уточнение вносится в часть 8 статьи 226 Федерального закона.
Внесение изменений в наименование статьи и часть 1 статьи 335 Федерального закона обусловлено необходимостью приведения установленных в Федеральном законе норм в соответствие с нормами ТК ЕАЭС. Так, пунктом 10 статьи 389 ТК ЕАЭС предусмотрена возможность назначения таможенным органом таможенной экспертизы в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные познания.
Изменения в статью 18 и дополнение Федерального закона статьей 336.1 "Иные экспертизы (исследования), проводимые таможенным органом" направлены на установление возможности по добровольному волеизъявлению (инициативе) заявителя проводить экспертизу (исследование) представленных заявителем в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона проб и (или) образцов товара при обращении с заявлением о принятии предварительного решения о классификации товара.
Федеральным законом предусмотрено, что при подаче заявления о принятии предварительного решения о классификации товара при необходимости заявителем могут быть представлены пробы и (или) образцы товара (часть 7 статьи 18), при этом существующее правовое регулирование проведения таможенной экспертизы не позволяет проводить таможенную экспертизу таких проб и (или) образцов товара, поскольку такие товары преимущественно не находятся под таможенным контролем.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть 6 статьи 18 Федерального закона в части установления права и возможности добровольного ходатайства заявителя о проведении экспертизы предоставленных проб и (или) образцов товара при предоставлении соответствующей государственной услуги.
Дополнение Федерального закона статьей 336.1 позволит также проводить экспертизы (исследования) при оказании государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, оказываемой таможенными органами в соответствии главой 3 ТК ЕАЭС и статьей 18 Федерального закона, в отношении товаров, не находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с положениями статьи 411 ТК ЕАЭС складами временного хранения являются специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров. Требования к расположению, обустройству и оборудованию сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования или используемых в качестве склада временного хранения, а также порядок их учреждения и функционирования устанавливаются законодательством государств-членов.
Статьей 357 Федерального закона установлены требования к обустройству, оборудованию и местам расположения складов временного хранения. При этом статьей не детализированы иные объекты, входящие в состав общей территории, но не являющиеся помещениями (частями помещений) и (или) открытыми площадками, предназначенными для временного хранения товаров, без которых функционирование склада временного хранения не представляется возможным.
Частью 2 статьи 357 Федерального закона установлено, что к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория. При этом ее принадлежность к складу временного хранения, равно как и четкие критерии по ее обустройству, не раскрыто в указанной статье.
Наличие общих формулировок отдельных частей статьи 357 Федерального закона, а также отсутствие детализации некоторых требований, дают, в отдельных случаях, возможность формально исполнять требования закона владельцами складов временного хранения, что приводит к искусственному затягиванию времени проведения таможенного контроля не по вине таможенного органа, а в отдельных случаях вовсе не позволяет провести таможенный контроль.
Предусмотренные законопроектом изменения в статью 357 Федерального закона направлены на конкретизацию и повышение требований к обустройству и оборудованию складов временного хранения, и, как следствие, созданию современных, с наличием больших производственных мощностей, складам временного хранения, что будет способствовать:
сокращению сроков совершения таможенных операций и проведения таможенного досмотра (осмотра);
оперативной обработке грузов ресурсами владельца склада временного хранения;
повышению сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, путем исключения несанкционированного доступа, применения современных средств контроля;
бесперебойной работе склада временного хранения в условиях изменяющегося грузопотока;
минимизации коррупционных рисков.
Введение требований по наличию современных систем контроля и отслеживания за перемещением товаров, транспортных средств, лиц по территории склада временного хранения, в том числе систем таможенного контроля, позволит повысить уровень автоматизации отдельных операций, приведет к возможности опосредованного участия должностных лиц в контроле за размещением товаров на территории склада временного хранения. По проведенным оценкам, в настоящее время около 65% всех складов временного хранения уже соответствуют проектируемым требованиям в указанной части.
ФТС России утверждены требования к обустройству, оборудованию, месту нахождения склада временного хранения, на котором будет размещаться таможенный орган, в случае расположения склада временного хранения в пункте пропуска или в месте, приближенном к Государственной границе Российской Федерации, при этом перечень таких требований является расширенным по отношению к так называемым "внутренним" складам временного хранения и более детализирован.
Вместе с тем, на практике таможенные органы размещаются также и на складах временного хранения, удаленных от Государственной границы Российской Федерации, требования к обустройству, оборудованию и месту нахождения которых установлены статьей 357 Федерального закона. Внесение предлагаемых законопроектом изменений в часть 6 статьи 357 Федерального закона позволит установить единые требования к складам временного хранения.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.