Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 16 ноября 2022 г. к решению Комитета N 66/3
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 158779-8 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(в части уточнения норм, связанных с установлением организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, сведений о доменном имени, указателе страницы сайта в сети Интернет при идентификации клиентов в рамках ПОД/ФТ/ФРОМУ)
внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.Н. Свистуновым, А.А. Гетта, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, М.М. Ульбашевым, А.Д. Артамоновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 158779-8 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Положениями статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) предусмотрена безусловная обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом (далее - организации), при приеме на обслуживание идентифицировать клиентов-юридических лиц и устанавливать в отношении них, в том числе доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет", с использованием которых такими юридическими лицами оказываются услуги (при наличии), а также систематически обновлять указанную информацию.
При этом в соответствии с действующей редакцией абзаца второго пункта 15 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если такое доменное имя сайта/указатель страницы сайта клиента содержатся в ЕАИС "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет" содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр) 1, организациям запрещается:
- принимать таких лиц на обслуживание;
- осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом по поручению таких лиц.
Необходимо отметить, что на практике существуют ситуации, связанные с работой различных крупных информационных сервисов и платформ 2, когда отдельные страницы указанных сервисов включены в Единый реестр, но при этом доступ к соответствующему доменному имени, иным указателям страниц сайта в сети "Интернет" не ограничен.
Однако, исходя из действующей редакции абзаца 2 пункта 15 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ банки вынуждены отказывать в обслуживании лицам, оказывающим услуги с использованием сайта, если доменное имя этого сайта или любой указатель страницы этого сайта (даже не относящийся непосредственно к деятельности лица, оказывающего услуги с использованием сайта) содержатся в Едином реестре.
Рассматриваемым законопроектом формулировку указанной нормы предлагается уточнить.
Комитет отмечает несомненную актуальность концепции законопроекта, направленную на решение проблемы необоснованного запрета на банковское обслуживание клиентов, отдельные страницы сайтов которых включены в Единый реестр.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание, что проектируемая формулировка требует уточнения, поскольку не в полной мере решает обозначенную проблему - необходимо определить, что организации должны будут отказать в обслуживании клиенту при условии полного символьного совпадения доменного имени/указателя страницы сайта в сети "Интернет" такого клиента, установленного организацией при проведении идентификации клиента, с данными, содержащимися в Едином реестре.
Законопроектом также предлагается предусмотреть, что отказ в приеме на обслуживание не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций за нарушение гражданских прав при таком отказе, а отказ в осуществлении операций - не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций за нарушение условий соответствующих договоров 3.
Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 Ведение Единого реестра осуществляется Роскомнадзором в порядке, определенном статьей 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
2 VK, Avito, "Юла", "Профи.ру", "Авто.ру" и др.
3 Аналогичные положения предусмотрены в отношении принимаемых организациями мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, приостановлению операций или отказу от совершения операций
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.