Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 212457-8 "О внесении изменений в статью 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"
(в части совершенствования порядка осуществления контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам)
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 8 ноября 2022 г. N 34/8)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 7 ноября 2022 года (протокол N 64, пункт 121) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению в качестве соисполнителя рассмотрен проект федерального закона N 212457-8 "О внесении изменений в статью 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить для лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами; должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации; государственные должности субъектов Российской Федерации; муниципальные должности; отдельные должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы; отдельные должности в Банке России и в государственных корпорациях; иные должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, нормы о:
- представлении сведений о расходах по погашению кредитов (займов) на общую сумму, превышающую совокупный доход должностного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду;
- представлении сведений о расходах в случае рассрочки платежа по оплате имущества или поэтапного погашения кредита (займа);
- представлении сведений о расходах на погашение кредитов (займов) в случаях рефинансирования и новации;
- отражении сделок, совершенных третьими лицами от имени и (или) в интересах должностного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- необходимости учета дохода супруги (супруга) должностного лица, полученного в период нахождения в браке с данным лицом;
- невозможности изъятия имущества, приобретенного должностным лицом или членами его семьи до назначения (избрания) данного лица на должность или супругой (супругом) должностного лица до вступления в брак с данным лицом (Обзор судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2017 г., Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 2019 г. N 1-П);
- установлении десятилетнего пресекательного срока принятия решения об осуществлении контроля за расходами по аналогии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности;
- конкретизации обстоятельств и заявлений, с которыми Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Своевременное и в полном объеме предоставление достоверной информации о полученных доходах и приобретенном имуществе является одним из эффективных средств контроля за законностью осуществления профессиональной деятельности, а также законностью получения указанных доходов или имущества.
Как отмечается авторами законопроекта, вступление в силу законопроекта с 1 января 2024 г. обусловлено необходимостью осуществления организационных мероприятий, в частности, актуализации специального программного обеспечения "Справки БК", а также доведения до сведения предлагаемых законопроектом изменений до всех заинтересованных лиц.
В настоящее время не все лица, на которых распространена обязанность представлять сведения о доходах и расходах, представляют сведения при помощи специального программного обеспечения "Справки БК". Так, например, часть государственных гражданских служащих, лица, замещающие муниципальные должности и муниципальные служащие, предоставляют такие сведения на бумажных носителях представителю нанимателя (работодателю).
В целях единообразия Комитет полагает, что необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей для всех категорий лиц, на которых распространена данная обязанность, в электронном виде по установленной единой форме или с использованием специального программного обеспечения "Справки БК".
Важной новеллой законопроекта является установлении десятилетнего пресекательного срока принятия решения об осуществлении контроля за расходами по аналогии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности. Особое значение при решении вопроса о гражданско-правовой ответственности за правонарушения коррупционного характера имеют нормы, связанные с неосновательным обогащением, его оценкой, последствиями и обращении в доход Российской Федерации.
Практика рассмотрения судами антикоррупционных исков органов прокуратуры об обращении в доход государства имущества лиц, в отношении которых не представлено доказательств его приобретения на законные доходы, показывает, что чаще всего к таким искам применяется общий срок исковой давности, равный трем годам. Однако, коррупционные сделки не являются видом гражданско-правовых сделок, объектом посягательства выступает не только и не столько чье-либо субъективное право, сколько интересы всего общества. Введение десятилетнего срока давности исходит из принципа неотвратимости ответственности физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.
Комитет полагает, что предлагаемые законопроектом нормы отвечают основному направлению деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции - проведению единой государственной политики в области противодействия коррупции.
Принимая во внимание вышеизложенное Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.