Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 263208-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.Н. Игошиным, Л.И. Ковпаком, О.А. Колесниковым и другими
(первое чтение)
Проектом федерального закона предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 173.3, устанавливающей ответственность за сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Одновременно предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), предусматривающие прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью первой проектируемой статьи 173.3, а также отнесение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных указанной статьей, к подследственности органов внутренних дел с возможностью производства предварительного следствия следователями органа, выявившего такие преступления.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на пресечение деятельности, связанной с незаконным получением налогового вычета. Однако редакция проектируемой статьи 173.3 УК РФ не учитывает, что целью представления в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций может являться не только получение налогового вычета, но и уклонение от уплаты налогов. Вместе с тем статьями 198 и 199 УК РФ уже предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию (расчет) или иные документы заведомо ложных сведений, в связи с чем может возникнуть конкуренция норм указанных статей УК РФ и проектируемой статьи.
При этом согласно части первой.3 статьи 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В целях предотвращения необоснованного уголовного преследования налогоплательщиков, не имевших умысла на совершение преступления, предусмотренного статьей 173.3 УК РФ, а допустивших ошибки и неточности в документах, представленных в налоговые органы, указанный механизм возбуждения уголовного дела целесообразно распространить на преступления, предусмотренные указанной статьей.
В соответствии с законопроектом одним из квалифицирующих признаков указанного преступления является его совершение организованной группой (пункт "а" части второй статьи 173.3 УК РФ), при этом совершение преступления группой лиц по предварительному сговору в качестве квалифицирующего признака данного преступления не предусмотрено.
Отмечаем, что уклонение от уплаты налогов, а также незаконное получение налогового вычета влечет за собой причинение ущерба прежде всего соответствующему бюджету, а не гражданам или организациям, как это предусмотрено законопроектом.
Следует также иметь в виду, что в санкциях статей УК РФ наказание в виде штрафа не может быть установлено только в размере, исчисляемом в размере заработной платы или иного дохода осужденного, без его установления в размере, исчисляемом в денежном выражении.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.