Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 317134-8 "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости" (далее - законопроект) разработан в целях установления особенностей государственного кадастрового учета, кадастровых работ, государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, сведения о которых составляют государственную тайну (далее - режимные объекты).
Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2017 г.) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), являются общедоступными, если иное не установлено законом.
При этом Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ), Законом N 218-ФЗ не предусмотрены особенности подготовки документов, необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении режимных объектов, а также осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на такие объекты недвижимого имущества.
Таким образом, законопроектом устанавливаются особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении режимных объектов в соответствии с Законом N 218-ФЗ, полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению перечня видов (типов) режимных объектов, в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет, и право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), другие вещние права, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации.
Отдельным законопроектом вносятся изменения в Закон N 218-ФЗ в части установления Правительством Российской Федерации особенностей подготовки документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на режимные объекты и особенностей осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты, а также в Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", которые позволят обеспечить осуществление в отношении режимных объектов недвижимости государственной регистрации только права собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования).
Исключение необходимости государственной регистрации иных имущественных прав на режимные объекты, за исключением права собственности, позволит осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию таких объектов без внесения в ЕГРН сведений, составляющих государственную тайну и позволяющих отнести такие объекты недвижимости к режимным объектам, в том числе путем исключения необходимости указания в публичном реестре наименования государственного (муниципального) учреждения, государственного (муниципального) предприятия, которому такой объект предоставлен на соответствующем имущественном праве.
При этом необходимо отметить, что регистрация права собственности Российской Федерации осуществляется не только в отношении режимных объектов, но и в отношении недвижимого имущества, находящегося в казне Российской Федерации. В связи с этим отсутствие регистрации иных имущественных прав на объект недвижимости не может являться критерием для отнесения такого объекта к режимным объектам.
Особый порядок вступления в силу проектируемых норм обусловлен необходимостью одновременного вступления в силу указанных выше законопроектов и разработки и принятия подзаконных нормативно-правовых актов необходимых для их реализации.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению не только безопасности Российской Федерации в сфере защиты государственной тайны и защиты информации о соответствующих объектах недвижимого имущества, но и полноты публичного реестра недвижимости и налогообложения таких объектов в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке.
Реализация законопроекта не повлечет за собой необходимость выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов. В целях реализации законопроекта не потребуется увеличение штатной численности федеральных органов исполнительной власти, реализация предусмотренных законопроектом мероприятий будет осуществляться в рамках доведенного финансирования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости"
Принятие Федерального закона "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости" и его реализация не потребуют дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости"
Принятие и реализация Федерального закона "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости" потребуют внесения изменений в Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в части возможности установления особенностей осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в части установления Правительством Российской Федерации особенностей подготовки документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на режимные объекты и особенностей осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты.
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минобороны России, МВД России, МЧС России, Минстрой России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, Росимущество, Росрезерв, ФСТЭК, ГУ СП.
Срок подготовки - положения законопроектов вступают в силу одновременно.
Признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов не требуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости"
Принятие Федерального закона "Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости" (далее - Федеральный закон) потребует принятия:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня видов (типов) объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков), сведения о которых составляют государственную тайну, в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет и право собственности Российской Федерации, другие вещные права, ограничения этих прав на которые не подлежат государственной регистрации".
Основание: статья 2 законопроекта.
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минобороны России, МВД России, МЧС России, Минстрой России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, Росимущество, Росрезерв, ФСТЭК, ГУ СП.
Срок подготовки - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
2. Приказа Росимущества "О внесении изменений в приказ Росимущества от 11 сентября 2020 г. N 261 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов" (в части установления порядка взаимодействия Росимущества с государственными органами в случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, сведения о которых составляют государственную тайну, будет осуществляться государственная регистрация только права собственности Российской Федерации).
Основание: Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, пункт 5.35(1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432.
Головной исполнитель - Росимущество.
Соисполнители - Минобороны России, МВД России, МЧС России, Минстрой России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, Росимущество, Росрезерв, ФСТЭК, ГУ СП.
Срок подготовки - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.