Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол N 7, пункт 2 от 24 января 2022 г.), рассмотрел проект федерального закона N 48132-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.
Экстремальные природно-климатические условия проживания, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность коренного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации обусловили необходимость формирования особой государственной политики по сохранению уникальной самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов.
Как следует из пояснительной записки, указанный законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2021 года N 32-П в целях устранения выявленных пробелов правового регулирования и уточнения основ реализации права на традиционную охоту гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Проектом федерального закона вносятся изменения в статью 3 Федерального закона N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", распространив действие данного закона на всех лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, вне зависимости от места их фактического проживания.
Вместе с тем, законопроектом вносятся изменения в статью 19 Федерального закона N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и предлагается установить для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но постоянно не проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, но сохраняющих связь с указанными местами, традициями и обычаями указанных народов, право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которая будет осуществляться свободно, без каких-либо разрешений в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
Урегулирование указанных пробелов законодательства является необходимой мерой для сохранения связи гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу, но проживающему вне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности соответствующего народа, с территориями традиционного расселения и традиционным образом жизни его предков.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей отмечает актуальность вносимых проектом федерального закона изменений, однако считает, что законопроект нуждается в доработке по следующим основаниям.
В законопроекте отсутствует механизм подтверждения связи лица с конкретными территориями, традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью своих предков. Отсутствие четкого порядка подтверждения этих условий при реализации норм представленного законопроекта может привести к ухудшению положения коренных малочисленных народов, для которых охота является основой существования.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечено такое основание возникновения права на охоту как связь с данными территориями, с традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью своих предков, в том числе осуществление в указанных местах традиционной хозяйственной деятельности в дополнение к основной деятельности по месту постоянного проживания.
Кроме того, в проекте федерального закона отсутствует возможность корректировки лимитов. Это может привести в дальнейшем к неблагоприятным ситуациям, когда лица, для которых охота является основой существования и жизнеобеспечения и лица, для которых это лишь периодически осуществляемая деятельность получат равное количество ресурсов. Это может произойти за счет сокращения лимитов тех, для кого охота является основным источником существования, чем ухудшит их социально-экономическое положение.
Вместе с тем, вышеуказанная ситуация может привести еще и к значительному уменьшению (истощению, либо исчезновению) популяции охотничьих ресурсов, при осуществлении традиционной охоты, в связи с тем, что кратно может увеличиться количество лиц, осуществляющих традиционную охоту (без учета места постоянного проживания охотника, а также региона осуществления традиционной охоты, то есть, любой охотник, относящийся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сможет осуществлять традиционную охоту в любых местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов).
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по делам национальностей считает необходимым при доработке указанного проекта федерального закона ко второму чтению предусмотреть внесение изменений, направленных:
а) на установление механизма подтверждения связи лица, относящегося к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но не проживающего в местах традиционного проживания этих народов, с указанными местами, традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью соответствующего коренного малочисленного народа;
б) на установление порядка, позволяющего учесть мнение представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, и их общин при реализации права на охоту представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые не проживают в местах традиционного проживания этих народов;
в) на определение территорий, на которых возможно осуществление права на охоту для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, не проживающих в местах традиционного проживания этого народа;
г) на корректировку лимитов использования объектов животного мира и иных условий реализации права на охоту для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, постоянно не проживающих в местах традиционного проживания этих народов.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает концепцию проекта федерального закона N 48132-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом вышеуказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.Ю. Семигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.