Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 320376-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части приравнивания образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (далее - законопроект) направлен на уточнение и дополнение норм Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 19-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ) в части признания образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий.
Статьей 2 Федерального закона N 19-ФЗ установлено соответствие образовательных, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий, полученных лицами, признанными гражданами Российской Федерации 1, и лицами, которые являются постоянно проживавшими на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской области на день их принятия в Российскую Федерацию гражданами Российской Федерации (далее - лица, признанные гражданами Российской Федерации или постоянно проживавшие на территории), российскому образованию, ученым степеням и ученым званиям.
Статьей 6 Федерального закона N 19-ФЗ установлено, что в Российской Федерации признаются образование, образовательно-квалификационные уровни, ученые степени и ученые звания, которые получены на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской, Херсонской области (далее - территории республик и областей), а также на территории Украины лицами, признанными гражданами Российской Федерации или постоянно проживавшими на территории.
1. Из Федерального закона N 19-ФЗ вытекает, что признание образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий осуществляется согласно соответствию, установленному статьей 2, однако, это не указано в статье 6.
Предлагается указать, что признание осуществляется в соответствии со статьей 2.
2. Признание установлено в отношении образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий, полученных не только на территориях республик и областей, но и на территории Украины.
Однако, при приравнивании образовательных, образовательно-квалификационных уровней и при приравнивании ученых степеней и ученых званий применены различные подходы.
Приравниваются:
ученые степени и ученые звания, полученные как на территориях республик и областей, так и на территории Украины (часть 8 статьи 2 Федерального закона N 19-ФЗ) (это соответствует нормам о признании);
уровни, установленные в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской, Херсонской области (части 1-7 статьи 2 Федерального закона N 19-ФЗ). Не приравниваются уровни, полученные в Украине. Это не соответствует нормам о признании образования.
Отметим, что ранее признание образования, полученного в Украине, осуществлялось в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26 мая 2000 г.) (далее - Соглашение). Соглашение прекратило свое действие 20 декабря 2022 г. в соответствии со статьей 17 Соглашения.
Кроме того, по Соглашению украинское профессионально-техническое образование признается только при поступлении на работу (статья 3 Соглашения), в то время как Федеральным законом N 19-ФЗ профессионально-техническое образование (на территориях Запорожской и Херсонской области) приравнивается к среднему профессиональному образованию (часть 4 статьи 2), то есть дает право поступать на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета.
Таким образом, если лицо имеет документ об образовании, который получен после 20 декабря 2022 г. на территории Украины, но не на территориях Запорожской, Херсонской области (например, на территории Харьковской области), или имеет документ о профессионально-техническом образовании, который получен на территории Украины, но не на территориях Запорожской, Херсонской области, то ему необходимо будет обращаться в Рособрнадзор для признания образования, и уплачивать государственную пошлину 6500 рублей (пп. 49 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Для признания образования, полученного в Украине, предлагается распространить действие норм по приравниванию уровней на документы, полученные в Украине (аналогично норме по приравниванию ученых степеней и ученых званий).
3. Необходимо установить приравнивание уровней, установленных в Украине ранее, до принятия действующего в настоящее время Закона Украины от 5 сентября 2017 г. N 2145-VIII "Об образовании".
4. Признание установлено в отношении образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий, полученных на территориях республик и областей, а также на территории Украины. Приравнивание установлено в отношении ученых степеней и ученых званий, полученных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или Украины.
Предлагается установить признание так же, как и приравнивание, то есть в отношении образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий, полученных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или Украины.
5. Приравнивание направлений подготовки (специальностей) аспирантуры, установленных в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Украине, к российским научным специальностям установлено в статье 2 Федерального закона N 19-ФЗ, а приравнивание научных специальностей - в статье 6.
Предметом статьи 6 является признание, а не приравнивание, в связи с чем предлагается объединить нормы по приравниванию направлений подготовки (специальностей) аспирантуры и научных специальностей в статье 2.
6. Федеральным законом N 19-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере высшего образования, устанавливает соответствие направлений и специальностей высшего образования, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационными уровнями, направлениям и специальностям, установленным в Российской Федерации (часть 9 статьи 2).
Направления (специальности) квалификационного уровня бакалавра или магистра при сопоставлении их содержания с российскими направлениями (специальностями) могут соответствовать не направлениям бакалавриата или магистратуры, а специальностям (несмотря на то, что эти уровни в целом не приравниваются к специалитету). Аналогично, направления (специальности) квалификационного уровня специалиста могут соответствовать не специальностям, а направлениям бакалавриата или магистратуры (несмотря на то, что эти уровни в целом не приравниваются к бакалавриату или магистратуре). Предлагается законодательно предусмотреть установление такого соответствия.
7. В Федеральном законе N 19-ФЗ две формулировки в отношении научных специальностей: "научные специальности, по которым присуждаются ученые степени, установленные законодательством Российской Федерации" (часть 10 статьи 2) и "научные специальности, указанные в номенклатуре научных специальностей, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности" (часть 5 статьи 6).
Формулировка в части 5 статьи 6 представляется избыточной, поскольку номенклатура научных специальностей, утверждаемая федеральным органом исполнительной власти, имеет наименование "номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени", то есть научные специальности, по которым присуждаются ученые степени, и научные специальности, указанные в номенклатуре научных специальностей, - это одни и те же научные специальности.
Предлагается привести к единообразию ("научные специальности, по которым присуждаются ученые степени, установленные законодательством Российской Федерации").
8. В части 12 статьи 2 Федерального закона N 19-ФЗ указано, что устанавливается соответствие специальностей ассистентуры-стажировки, указанных в частях 2 и 4 статьи 2. Однако, в части 4 статьи 2 "ассистентура-стажировка" указана только в отношении российского образования и не указана в отношении украинского образования. В отношении украинского образования указан третий уровень высшего образования. Предлагается дать такое указание и в норме по установлению соответствия.
9. Федеральным законом N 19-ФЗ установлены нормы о том, что лица, получающие образование в соответствии с образовательными, образовательно-квалификационными уровнями, установленными в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области, Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, считаются принятыми на обучение по соответствующим российским образовательным программам.
Предлагается установить аналогичные нормы в отношении лиц, отчисленных из организаций, в целях обеспечения их права на восстановление в соответствии с российскими образовательными программами.
------------------------------
1 В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области" и частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 года N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".
------------------------------
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части приравнивания образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части приравнивания образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий" потребует внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 N 415 для приведения в соответствие с положениями проекта федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части приравнивания образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части приравнивания образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий" не потребует увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.