Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 321577-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", согласно которому регулируется порядок расчета пени за несвоевременную и/или неполную оплату коммунальных ресурсов.
Регулируя порядок применения штрафных санкций за несвоевременную и/или неполную оплату коммунальных ресурсов, государство пытается установить для всех участников жилищных правоотношений справедливые нормы, стимулирующие потребителей и исполнителей коммунальных услуг к повышению платёжной дисциплины в жилищно-коммунальном секторе экономики.
Однако, в настоящее время действующими нормативными документами для управляющей организаций применяется более жесткая мера ответственности несмотря на то, что управляющая организация также, как и товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы выступает исполнителем коммунальных услуг и приобретает ресурсы для предоставления населению, как для личного пользования, так же и для содержания общего имущества собственников многоквартирного дома.
Так частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации для потребителей установлен льготный 3-месячный порядок оплаты пени:
- с 1-го по 30-ый день просрочки пени не начисляются;
- с 31-го по 90-ый день просрочки пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка;
- с 91-го дня просрочки пени начисляются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка;
В то же время частью 93 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", частью б4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике", статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" для управляющих организаций установлен следующий порядок расчета пени:
- начиная с 1-го дня по 60-ый день просрочки пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка;
- с 61-го дня по 90-ый день просрочки пени начисляются в размере 1/170 ставки рефинансирования Центробанка;
- начиная с 91-го дня просрочки в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка.
Пунктом 22 Типовой формы договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Своевременность и полнота взаиморасчетов между управляющей организации и ресурсоснабжающими организациями за предоставленные коммунальные ресурсы напрямую зависит от поступления денежных средств от населения за предоставленные коммунальные услуги.
Но сама управляющая организация по сравнению с остальными участниками взаиморасчётов за коммунальные услуги находится в неравных условиях, так как может начислять пени потребителям только с 31-го дня просрочки и в размере 1/300 ставки, в то время как она обязана заплатить поставщику коммунального ресурса пени, начиная с 1-го дня просрочки и в большем размере.
Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность для управляющей организации снижения начисленных пени в судебном порядке.
При этом, суду необходимо доказать наличие необоснованной выгоды ресурсоснабжающей организации и несоразмерность неустойки, что довольно-таки сложно в силу того, что понятие несоразмерности носит сугубо оценочный характер, в силу чего нет единой судебной практики. Практика рассмотренных судебных споров управляющих организаций с поставщиками коммунальных услуг (Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2018 N 305-ЭС18-4940 по делу N А41-51178/2017; Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2020 N 307-ЭС19-24760 по делу N А42-107/2017) показывает, что указанное положение судами во внимание не принимаются и управляющим организациям приходится незаслуженно нести большие убытки.
Таким образом, внесение изменений в порядок расчета пени для всех участников жилищных правоотношений и установления единого порядка расчета является приоритетным и важным.
Данные изменения позволят не только защитить лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы) от несправедливой финансовой нагрузки и освободит от необходимости вступать в длительные судебные тяжбы с ресурсоснабжающими организации для защиты своих интересов и доказывания несоразмерности размера пени, а также позволит снизить уровень задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.
Предлагаемые изменения будут способствовать поддержанию в регионах предпринимательской активности, смогут стать дополнительным механизмом поддержки малого и среднего предпринимательства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.