Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 207 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее также - законопроект, а в отдельных случаях - Федеральный закон) разработан в целях обеспечения пунктуационной точности при грамматическом построении пункта 1 статьи 207 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - часть вторая НК РФ), определяющей налогоплательщиков налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), а также в целях предоставления данным налогоплательщикам (физическим лицам, являющимся, как правило, налоговыми резидентами Российской Федерации) дополнительной льготы при реализации права на имущественный налоговый вычет.
В этой связи предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с применением пункта 1 статьи 207 части второй НК РФ, определяющей налогоплательщиков НДФЛ, в скорректированной (с точки зрения правил пунктуации) редакции, а также в связи с осуществлением указанными налогоплательщиками (физическими лицами, являющимися, как правило, налоговыми резидентами Российской Федерации) права на дополнительную налоговую льготу при предоставлении им имущественного налогового вычета.
Достижение указанных целей возможно только образом, предлагаемом в законопроекте (путем внесения изменений в часть вторую НК РФ), поскольку общественные отношения, складывающиеся в связи с определением налогоплательщиков НФДЛ и предоставлением им налоговых льгот в виде имущественных налоговых вычетов, регулируются частью второй НК РФ.
Необходимость разработки законопроекта возникла по итогам анализа части второй НК РФ на предмет необходимости ее совершенствования.
Во-первых, в ходе анализа главы 23 части второй НК РФ в пункте 1 статьи 207, определяющем налогоплательщиков НДФЛ, была выявлена пунктуационная ошибка. В соответствии с указанной нормой "Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации". Как видно, в данном нормативном правовом положении после слов "от источников" стоит знак препинания в виде запятой, что не соответствует пунктуационным правилам русского языка и нарушает, в конечном итоге, грамматическую стройность предложения. Обозначенная ошибка наличествует в пункте 1 статьи 207 части второй НК РФ уже 22 года - с 1 января 2001 года - даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесший изменения в статью 207 части второй НК РФ. В этой связи она требует безусловного исправления (исключение запятой) исходя из требований к языку нормативных правовых актов, основными из которых являются соблюдение правил русской орфографии и пунктуации, без чего невозможно добиться точности, ясности, определенности языка нормативного правового акта 1. Нарушение этих правил неизбежно делает текст неточным, непонятным для носителя языка и потому является недопустимым 2.
Совершенно справедливо отмечается также в профессиональной литературе, что "неверная постановка даже одной запятой может исказить смысл высказывания, что вызовет неизбежные коллизии в правоприменительной практике" 3.
Во-вторых, в ходе анализа главы 23 части второй НК РФ в ее статье 220 было замечено несоответствие между установленными особенностями предоставления налогоплательщикам НДФЛ схожих имущественных налоговых вычетов.
Исходя из положений подпункта 9 пункта 2.1, пункта 2.2, пункта 3 статьи 210 и пункта 3 статьи 224 части второй НК РФ, право на имущественный налоговый вычет по НДФЛ имеют налогоплательщики - физические лица, являющиеся, как правило, налоговыми резидентами Российской Федерации 4 (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 февраля 2021 года N 03-04-05/9701). По общему правилу налоговая ставка для таких налогоплательщиков устанавливается в размере 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 части второй НК РФ, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей (абзац второй пункта 1 статьи 224 части второй НК РФ).
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 части второй НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них. Данный имущественный налоговый вычет предоставляется с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены указанными пунктами и статьей 220 части второй НК РФ. В частности, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 220 части второй НК РФ, имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ, предоставляется с учетом следующих особенностей:
- имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ, не превышающем 2 000 000 рублей;
- в случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, то есть в размере менее 2 000 000 рублей, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них;
- при этом предельный размер имущественного налогового вычета равен размеру, действовавшему в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика впервые возникло право на получение имущественного налогового вычета, в результате предоставления которого образовался остаток, переносимый на последующие налоговые периоды.
Таким образом, это означает, что указанный имущественный налоговый вычет фактически предоставляется в виде возврата налогоплательщику НДФЛ из соответствующего бюджета (субъекта Российской Федерации или местного), а максимальный размер денежных средств, который он имеет право вернуть, составляет 260 000 рублей (13 процентов от 2 000 000 рублей), даже если, к примеру, квартира стоит 10 млн. рублей или 100 млн. рублей. В том случае же, если стоимость объекта недвижимого имущества или доли (долей) в нем составляет менее 2 000 000 рублей, то остаток имущественного налогового вычета до полного его использования налогоплательщик может получить при новом строительстве или приобретении на территории Российской Федерации объекта недвижимого имущества или доли (долей) в нем в будущем.
К примеру, в случае приобретения квартиры стоимостью 1 000 000 рублей налогоплательщик сможет вернуть из соответствующего бюджета (субъекта Российской Федерации или местного) НДФЛ в сумме 130 000 рублей (13 процентов от 1 000 000 рублей), а оставшиеся 130 000 рублей сможет получить при приобретении другой квартиры.
Необходимо заметить, что до 1 января 2014 года указанный имущественный налоговый вычет предоставлялся налогоплательщику всего один раз независимо от стоимости объекта недвижимого имущества или доли (долей) в нем, даже если он был получен в меньшем размере, чем установленный предел (2 000 000 рублей) (абзац двадцать седьмой подпункта 2 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ (в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 317-ФЗ). Другими словами, до 31 декабря 2013 года включительно применялось следующее правило: если налогоплательщик получил, но не использовал имущественный налоговый вычет полностью в связи с небольшой стоимостью, к примеру, приобретенной квартиры (до 2 000 000 рублей), то перенос неиспользованной суммы такого вычета на другую квартиру предусмотрен не был.
Как отмечается в профессиональном юридическом сообществе, в связи с тем, что стоимость жилья во многих субъектах Российской Федерации не дотягивала до максимально установленного размера возможного имущественного налогового вычета, налогоплательщики были вынуждены либо приобретать более дорогие объекты недвижимого имущества, либо получать суммы в меньшем размере, чем предусматривало законодательство Российской Федерации 5.
Указанная ситуация изменилась с принятием и со вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона от 23 июля 2013 года N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), которым вышеуказанное ограничение по количеству объектов недвижимого имущества или доли (долей) в них было исключено. Иными словами, Федеральным законом N 212-ФЗ был предусмотрен переход от фактически реализуемого в практике правоприменения принципа предоставления имущественного налогового вычета применительно к приобретаемому недвижимому имуществу или к приобретаемой (приобретаемым) доли (долям) в нем к принципу предоставления имущественного налогового вычета налогоплательщику, то есть с 1 января 2014 года если по одному из приобретенных объектов недвижимого имущества или из приобретенной (приобретенных) доли (долей) в них сумма сделки будет меньше 2 000 000 рублей, то остаток может переносится на приобретение других объектов недвижимого имущества или приобретение доли (долей) в них - до тех пор, пока не будет исчерпан весь его лимит (260 000 рублей).
Однако Федеральный закон N 212-ФЗ не снял обозначенное ограничение по количеству объектов недвижимого имущества или доли (долей) в них применительно к другому, но схожему виду имущественного налогового вычета, для которого оно также имело место быть до 1 января 2014 года 6, хотя прямо и не обозначалось (абзац двадцать седьмой подпункта 2 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ (в редакции Федерального закона N 317-ФЗ) - в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (подпункт 4 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ).
Так, согласно абзацу первому пункта 4 статьи 220 части второй НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ, предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000 рублей при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, указанных в пункте 3 статьи 220 части второй НК РФ, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов, если иное не предусмотрено пунктом 8.1 статьи 220 части второй НК РФ.
При этом прямое указание на ограничение по количеству именно объектов недвижимого имущества появилось в пункте 4 статьи 220 части второй НК РФ лишь с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (абзацы третий и четвертый подпункта "б" пункта 3 статьи 2), которым он был дополнен абзацем вторым, устанавливающим, что имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ, может быть предоставлен в отношении только одного объекта недвижимого имущества.
Таким образом, пункт 4 статьи 220 части второй НК РФ ограничивает возможность получения налогоплательщиком имущественного налогового вычета в виде суммы фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества или доли (долей) в них, а также на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества или доли (долей) в них, суммой фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000 рублей в отношении только одного объекта недвижимого имущества. Это значит, что налогоплательщик сможет вернуть денежные средства в виде НДФЛ из соответствующего бюджета (субъекта Российской Федерации или местного) в максимальной сумме, составляющей 390 000 рублей (13 процентов от 3 000 000 рублей), в отношении только, например, одного жилого дома (без возможности переноса до полного использования остатка имущественного налогового вычета, в случае если таковой будет, на дальнейшей новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации другого жилого дома или доли (долей) в нем).
Между тем, согласно статистическим данным Центрального банка Российской Федерации, средняя сумма процентов за весь период выплаты ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях, составила:
- в 2014 году - 2,09 млн. рублей;
- в 2015 году - 2,13 млн. рублей;
- в 2016 году - 2,13 млн. рублей;
- в 2017 году - 1,95 млн. рублей;
- в 2018 году - 2,00 млн. рублей;
- в 2019 году - 2,53 млн. рублей;
- в 2020 году - 2,16 млн. рублей;
- в 2021 году - 2,83 млн. рублей;
- за январь - сентябрь 2022 года (нарастающим итогом с начала года) - 3,68 млн. рублей 7.
В этой связи представляется, что большинство налогоплательщиков, обращающихся за имущественным налоговым вычетом по ипотечным процентам, не добирают его разрешенную (предельную) сумму (3 000 000 рублей).
Социальную значимость необходимости отмены ограничения по количеству объектов недвижимого имуществе при получении указанного имущественного налогового вычета можно показать на следующем примере. Так, молодая семья приобрела в рамках предоставленного ипотечного жилищного кредита однокомнатную квартиру и начала получать имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов по уплате процентов в соответствии с договором о залоге недвижимого имущества (договором об ипотеке). Однако, не выплатив полностью ипотечный жилищный кредит, с появлением новых детей решила продать квартиру и приобрести взамен другую - более дорогую и большей площади. При этом она не успела получить максимальный размер имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов по уплате процентов в соответствии с договором о залоге недвижимого имущества (договором об ипотеке) (3 000 000 рублей) и, таким образом, согласно действующим правилам, теряет право продолжить получать этот имущественный налоговый вычет при приобретении новой квартиры.
Стоит заметить, что Конституционный Суд Российской Федерации не раз подчеркивал в своих постановлениях, что федеральный законодатель при установлении правового регулирования, в том числе в налоговой сфере, должен учитывать конституционные принципы справедливости, юридического равенства (из которого вытекает требование равенства налогообложения, реализуемого применительно к одной и той же категории налогоплательщиков с учетом экономического основания данного налога), пропорциональности и соразмерности вводимых мер конституционно значимым целям и их согласованности с системой действующего правового регулирования (например, абзац пятый пункта 3 описательно-мотивировочной части Постановления от 24 июня 2009 года N 11-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статей 23, 37 и 51 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобами ОАО "Газэнергосеть" и ОАО "Нижнекамскнефтехим", абзац второй пункта 3 описательно-мотивировочной части Постановления от 23 мая 2013 года N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Встреча", абзац третий пункта 2 описательно-мотивировочной части Постановления от 2 декабря 2013 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области", абзац четвертый пункта 2 описательно-мотивировочной части Постановления от 30 марта 2016 года N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СГИВ", абзац третий пункта 2 описательно-мотивировочной части Постановления от 24 марта 2017 года N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова").
Помимо этого, Конституционный Суд Российской Федерации специально отметил, что "в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости, в частности, от имущественного положения, а также от других обстоятельств. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года N 7-П, принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.
В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения" (абзацы третий и четвертый пункта 2 описательно-мотивировочной части Постановления от 13 марта 2008 года N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой", абзац второй пункта 2 описательно-мотивировочной части Определения от 24 декабря 2013 года N 2025-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Билетниковой Нины Николаевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации").
В связи с этим нам представляется социально справедливым отменить ограничение по количеству объектов недвижимого имущества и применительно к имущественному налоговому вычету, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ, обеспечив возможность переноса его образовавшегося остатка (если таковой возникнет) на другие объекты недвижимого имущества или долю (доли) в них до полного использования. При этом для случаев возможного последующего изменения предельного размера суммы данного имущественного налогового вычета необходимо по аналогии с установленными особенностями для имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ (в частности, абзац третий подпункта 1 пункта 3 статьи 220 части второй НК РФ), установить, что предельный размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 части второй НК РФ, равен размеру, действовавшему в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика впервые возникло право на получение имущественного налогового вычета, в результате предоставления которого образовался остаток, переносимый на последующие налоговые периоды.
Таким образом, законопроектом предлагается:
1) устранить пунктуационную ошибку (исключить избыточный знак препинания в виде запятой) в пункте 1 статьи 207 части второй НК РФ, определяющем налогоплательщиков НДФЛ, путем замены слов "физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации," словами "физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации," (пункт 1 статьи 1 законопроекта);
2) изложить абзац второй пункта 4 статьи 220 части второй НК РФ в новой редакции, предусматривающей, что в случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы - 3 000 000 рублей, то остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на погашение процентов по другим целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по другим кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (подпункт "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта);
3) дополнить пункт 4 статьи 220 части второй НК РФ абзацем третьим, предусматривающим, что в случае применения абзаца второго указанного пункта (подпункт "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта) предельный размер имущественного налогового вычета равен размеру, действовавшему в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика впервые возникло право на получение имущественного налогового вычета, в результате предоставления которого образовался остаток, переносимый на последующие налоговые периоды (подпункт "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта).
Законопроектом в соответствии с абзацем пятым пункта 1 и пунктом 4 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предлагается установить следующий срок вступления в силу Федерального закона в случае его принятия - со дня его официального опубликования (пункт 1 статьи 2 законопроекта).
Кроме того, в целях обеспечения социальной справедливости и с учетом пункта 4 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации законопроектом предлагается установить, что положение о возможности учета остатка имущественного налогового вычета до полного его использования, в случае, если налогоплательщик воспользовался правом на его получение в размере менее его предельной суммы (3 000 000 рублей), при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на погашение процентов по другим целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества или доли (долей) в них, а также на погашение процентов по другим кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества или доли (долей) в них (подпункт "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта), применяется к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, право на который возникло у налогоплательщика НДФЛ с 1 января 2014 года.
Принятие Федерального закона позволит обеспечить пунктуационную правильность при грамматическом построении пункта 1 статьи 207 части второй НК РФ, определяющей налогоплательщиков НДФЛ, на основе лингвистических правил русского языка, а также дополнительную государственную поддержку населения (например, семей, которые с появлением новых детей решили улучшить свои жилищные условия), оздоровление рынка труда, сокращение теневой занятости, позволит придать дополнительный импульс развитию банковской сферы России и ипотечного продукта.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29 мая 2014 года), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 Вавилова А.А. Значение орфографии и пунктуации в тексте нормативного правового акта: Русский язык и современное российское право // Юрислингвистика - 8: Русский язык и современное российское право. Межвузовский сборник научных статей. Кемерово, Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. С. 81.
2 Там же.
3 Методические рекомендации по лингвистической экспертизе законопроектов. М.: Издание Государственной Думы, 2013. С. 27.
4 Стоит отметить, что при буквальном толковании подпункта 9 пункта 2.1, абзацев первого и второго пункта 3 статьи 210 части второй НК РФ формально право на имущественный налоговый вычет в Российской Федерации имеют также иностранные работники из государств - членов Евразийского экономического союза вне зависимости от их налогового статуса (могут как являться налоговыми резидентами Российской Федерации, так и не являться таковыми), поскольку их доход в Российской Федерации в соответствии со статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (абзац второй пункта 1 статьи 224 части второй НК РФ). Однако, согласно другой позиции (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2018 года N 03-04-05/40970), граждане государств - членов Евразийского экономического союза вправе воспользоваться налоговыми вычетами, установленными статьями 218 - 221 части второй НК РФ, только после приобретения ими статуса налогового резидента Российской Федерации, определяемого в порядке, установленном в статье 207 части второй НК РФ.
5 Статья "Эксперт рассказал, как повторно получить налоговый вычет за квартиру" от 29 октября 2021 года. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10955649 (дата обращения: 21.03.2023).
6 До 1 января 2014 года подпункт 2 пункт 1 статьи 220 части второй НК РФ предусматривал в качестве единого имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов:
1) на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
2) на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
3) на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
7 Данные рассчитаны Центральным банком Российской Федерации на предполагаемый средний срок ипотечных жилищных кредитов при условии аннуитетных платежей (см. информацию об ипотечных жилищных кредитах (ИЖК), предоставленных физическим лицам в рублях, которая является приложением к ответу Центрального банка Российской Федерации от 19 ноября 2022 года N 05-15/10853 "О представлении статистической информации для разработки пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к законопроекту" - приложение к настоящей ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ).
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 207 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 207 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - также Федеральный закон или законопроект) не приведет к появлению налоговых расходов (выпадающих доходов) федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом у Министерства финансов Российской Федерации и у Правительства Российской Федерации, в целом другая позиция - принятие Федерального закона приведет к появлению налоговых расходов (выпадающих доходов) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (данных об оценке конкретных объемов налоговых расходов (выпадающих доходов) указанных бюджетов у Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы не имеется) 1, недополучение же указанными бюджетами доходов, "за счет средств которых должно обеспечиваться исполнение расходных обязательств, в том числе социальных, негативно отразится на возможности их исполнения" 2. Одновременно с этим, как замечает Правительство Российской Федерации, "источники компенсации выпадающих доходов указанных бюджетов законопроектом не определены" 3.
Однако, как представляется, указанные позиции Министерства финансов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не соответствуют проектируемым законопроектом положениям (в частности, пункту 2 статьи 1 и пункту 2 статьи 2), поскольку ими предусматриваются не расширение категорий налогоплательщиков налога на доходы физических лиц, которым предоставляется право на имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и не увеличение предельной суммы такого имущественного налогового вычета (3 000 000 рублей), а лишь отмена ограничения по количеству объектов недвижимого имущества применительно к указанному имущественному налоговому вычету, что обеспечит возможность переноса его образовавшегося остатка в случае, если он не был полностью использован при реализации права на его получение в отношении одного (первого) объекта недвижимого имущества или доли (долей) в нем, на другие объекты недвижимого имущества или доли в них до полного использования. В этой связи новых налоговых расходов (выпадающих доходов) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов не возникнет, так как налогоплательщик налога на доходы физических лиц не реализовал свое право на получение вышеуказанного имущественного налогового вычета в полном объеме в первый раз, а его остатком, ввиду законодательного ограничения (абзац второй пункта 4 статьи 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), он воспользоваться уже не может, то есть налоговые расходы (выпадающие доходы) в случае его полного использования (в том числе в соответствии с предлагаемыми законопроектом положениями) уже учтены в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.
------------------------------
1 Ответ Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2022 года N 01-04-04/03-103747 (приложение к настоящему ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ). С. 2.
2Заключение Правительства Российской Федерации на законопроект от 07 марта 2023 года N 2396п-П13 (приложение к сопроводительному письму о внесении законопроекта). С. 1 - 2.
3Заключение Правительства Российской Федерации на законопроект от 07 марта 2023 года N 2396п-П13 (приложение к сопроводительному письму о внесении законопроекта). С. 2.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 207 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 207 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства или иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.