Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 327269-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" разработан в целях уточнения размера ущерба и размера преступной деятельности (в том числе дохода), позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности, как совершенное в крупном или особо крупном размере.
Необходимость уточнения размера ущерба и размера преступной деятельности (в том числе дохода), позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности, как совершенное в крупном или особо крупном размере, продиктована, прежде всего, ростом инфляции в Российской Федерации за последние годы. Так, в 2019 году инфляция в Российской Федерации составила 3%, в 2020 году - 4,9%, в 2021 году - 8,4%, а в 2022 году по прогнозам Банка России инфляция достигнет беспрецедентного уровня и составит 18-23%.
Между тем индексация размера ущерба и размера преступной деятельности (в том числе дохода), позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности, как совершенное в крупном или особо крупном размере, не проводилась на протяжении длительного периода времени. Так, последняя индексация сумм по статьям 199, 199.1, 199.2 и 199.4 была в 2011 году (+122%), по статьям 178 и 180 - в 2015 году (+62%), а по статьям 170, 170.2, 171, 171.1, 172, 172.2, 175-177, 183, 186, 191, 192, 195-197, 199.2, 200.4 и 200.6 - в 2016 году (+53%).
Это привело к тому, что степень общественной опасности преступления, совершенного на сумму 1 миллион рублей, в 2022 году значительно снизилась по сравнению с тем же преступлением, совершенным в 2011 году, а наказание осталось прежним.
Между тем статьей 6 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплен принцип справедливости наказания, в соответствии с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Соответственно, меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (прежде всего для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, или опасности причинения вреда, с тем чтобы обеспечивались соразмерность наказания совершенному преступлению (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2022 года N 242-0, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 8-П, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
Более того, в Российской Федерации наблюдается рост числа преступлений в сфере экономической деятельности, что подтверждается статистикой Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о количестве лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Так, согласно статистическим данным прирост совершенных преступлений в сфере экономической деятельности в период с 2016 по 2021 годы составил более 52%. В то время как по другим нематериальным составам преступлений наблюдается снижение числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности.
Таким образом, в настоящее время происходит неоправданное вовлечение в сферу уголовного преследования субъектов совершения проступков, не имеющих признаков уровня достаточной степени общественной опасности, которые подразумевались составом уголовного преступления изначально.
Между тем следует отметить, что субъектами преступлений в сфере экономической деятельности выступают в основном лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, для которых последние годы стали серьезным испытанием на устойчивость. Помимо накопившихся и нерешенных системных проблем, предприниматели столкнулись с тяжелейшими последствиями повсеместного введения ограничительных мероприятий в период распространения новой коронавирусной инфекции, а также с введением беспрецедентных внешних экономических санкций.
Президент Российской Федерации на встрече с представителями летного состава российских авиакомпаний 5 марта 2022 года отметил, что единственным выходом из сложившихся условий является обеспечение максимальной экономической свободы бизнеса, которая, в частности подразумевает либерализацию уголовного законодательства.
Таким образом, в целях реализации принципов соразмерности и справедливости уголовного наказания законопроектом предлагается провести индексацию размера ущерба и размера преступной деятельности (в том числе дохода), позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности, как совершенное в крупном или особо крупном размере с учетом роста инфляции с момента последней индексации указанных сумм.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.