Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 329666-8 "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается сократить нерабочие праздничные дни в период новогодних каникул на 4 дня, закрепив их в период с 1 по 3 января, и продлить майские праздники на 4 дня, закрепив их в период с 1 по 5 мая.
Актуальность инициативы обусловлена следующими факторами.
Во-первых, в мае 2021 года выходными являлись дни с 1 по 3 мая в связи с празднованием Праздника Весны и Труда, а также с 8 по 10 мая в связи с празднованием Дня Победы (дни с 4 мая по 7 мая в соответствии с Указом Президента от 23.04.2021 N 242 являлись нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы).
Таким образом, в России уже был прецедент установления "длинных майских" праздников, благодаря которому граждане ощутили поддержку государства, улучшилось их социально-психологическое самочувствие, что позволило провести больше времени с членами семьи в теплые дни на даче.
Во-вторых, согласно статье 6 ТК РФ законами и иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные нерабочие праздничные дни. Соответствующая норма содержится также в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 21.12.2011 N 20-ПВ11 и в пункте 8 письма Минтруда России от 10.07.2003 N 1139-21.
Однако в 2022 году только Республика Адыгея установила праздничные дни с 1 по 5 мая и с 7 по 10 мая. Из-за того, что праздники Ураза-Байрам и Радоница приходятся на выходные дни, дни отдыха были перенесены на следующие за ними рабочие дни - 4 и 5 мая.
Таким образом, субъекты Российской Федерации не пользуются правом устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни в период майских праздников.
Более того, в период январских праздников многие граждане не могут провести время на природе из-за холодной погоды и найти другие способы досуга. Так, согласно социологическим опросам, две трети респондентов не покидали место жительства во время январских выходных. При теплой майской погоде граждане смогут больше времени проводить времени на природе и за пределами дома, в отличие от январских праздников, что повлечет рост внутреннего туризма, будет благоприятствовать развитию малого бизнеса, как ресторанный, гостиничный и туристический.
Кроме этого, в соответствии с частью пятой статьи 112 ТК РФ в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Таким образом, Правительство Российской Федерации вправе установить 8 мая выходным днем при переносе одного из нерабочего выходного дня.
Установление нерабочих праздничных дней в период с 1 по 7 мая (в случае решения Правительства РФ об установлении 8 мая выходным днем с 1 по 9 мая) позволит гражданам собраться всей семьей, провести время со своими родными и близкими, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению семейных и родственных связей, позволит улучшить социально-психологическое самочувствие граждан, создаст условия для повышения уровня отдыха и улучшит благополучие граждан.
Указанная инициатива не повлечет общего увеличения или сокращения нерабочих праздничных дней, что, соответственно, не потребует увеличение расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации" потребует внесение изменений в "Производственный календарь на 2023 год для пятидневной рабочей недели" для приведения в соответствие с указанным проектом федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.