Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 330760-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" дополняет главу 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения новыми составами административных правонарушений в области охраны окружающей среды.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов для обеспечения соблюдения норм Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ), которым установлены особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов в целях обеспечения исполнения собственниками промышленных объектов обязанности по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду в результате эксплуатации таких объектов.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако зачастую собственники промышленных объектов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся отдельные производственные объекты, не исполняют возложенные на них Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязательства по реализации мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по восстановлению природной среды и мероприятий по рекультивации земель, используя процедуру банкротства, в результате чего объекты становятся "безхозяйными".
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" такие объекты могут быть признаны объектами накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты НВОС).
Ликвидация объектов НВОС, в том числе в рамках федеральных проектов "Чистая страна" и "Генеральная уборка", приводит к существенному увеличению расходной части консолидированного бюджета Российской Федерации.
Так, выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде только на территории промышленных площадок в результате деятельности ООО "Усольехимпром" и ООО "Усолье-Сибирский силикон" составляет свыше 36 млрд. рублей.
Во избежание риска появления новых подобных объектов были внесены вышеуказанные изменения в законодательство в соответствии с пунктом 5 поручения Правительства Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N АО-П11-8926 об исполнении .подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 августа 2020 г. N Пр-1210, данного по итогам совещания "Об экологической ситуации в г. Усолье-Сибирское Иркутской области" 30 июля 2020 г., о подготовке предложений по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих особенности ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах промышленной инфраструктуры, которые выводятся из эксплуатации, и в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. N Пр-753 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г., предусматривающим поручение Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации необходимо в срок до 31 декабря 2021 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих выполнение собственниками объектов промышленной и иной инфраструктуры, в результате деятельности которых причиняется вред окружающей среде, обязанности по своевременной ликвидации такого вреда на всех стадиях жизненного цикла указанных объектов, включая финансовое обеспечение выполнения данной обязанности.
В силу того, что регулирование, касающееся особенностей охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов, вводится в отношении наиболее крупных промышленных объектов и влечет для объектов регулирования значительные финансовые издержки (в зависимости от набора требуемых мероприятий по ликвидации загрязнения окружающей среды), предусматривается наличие отдельного состава и увеличенных штрафов за непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), сведений об отнесении опасных производственных объектов к отдельным опасным производственным объектам, сведений о сроке эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, включая сведения о сроке пользования участком недр и сведения о сроке разработки месторождений полезных ископаемых (применительно к угольным шахтам), а также сведений о сроке эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности или представление недостоверных сведений, а также за реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта при выводе его из эксплуатации (консервации или ликвидации) с нарушением требований в области охраны окружающей среды.
Вступление в силу указанных норм предполагается с 1 января 2024 года.
Также законопроектом для стимулирования своевременного наполнения достоверными сведениями информационных систем в сфере обращения с отходами предлагается с 1 марта 2023 года ввести ответственность за нарушение порядка представления информации в Федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее - ФГИС ОПВК).
Необходимость изменений вызвана следующим. Согласно данным формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" в среднем в России ежегодно у юридических лиц образуется 300 тыс. тонн отходов I и II классов опасности, при этом ежегодный "переходящий" остаток таких отходов, имеющих неясный статус по данным формы N 2-ТП (отходы), составляет в среднем 315 тыс. тонн. Кроме того, по экспертным оценкам у физических лиц образуются 300-350 тыс. тонн в год отходов I и II классов опасности (ртутные лампы, аккумуляторы, батарейки).
Таким образом, в ФГИС ОПВК, с учетом задачи обеспечения 100% учета движения отходов I и II классов опасности должны отражаться все отходы, с указанием на каком этапе обращения (накопление, транспортирование, утилизация, обезвреживание, размещение) они находятся.
Отсутствие полного учета движения отходов I и II классов опасности, наличие "серого рынка" обращения с отходами, приводит к сохранению рисков образования новых объектов накопленного экологического вреда, загрязнению природной среды, создает угрозы для здоровья людей.
Затраты на утилизацию отходов I и II классов опасности, находящихся на объектах накопленного экологического вреда, включают расходы на ликвидацию таких объектов, включая рекультивацию загрязненных территорий. В результате эти затраты в 35 раз превышают среднерыночные затраты на утилизацию отходов I и II классов опасности, которые передаются на утилизацию непосредственно после их образования. Например, по предварительной оценке работ по ликвидации накопленного вреда в г. Усолье-Сибирское Иркутской области стоимость таких работ (включая разработку проектной документации и специальный комплекс первоочередных мероприятий) в пересчете на 1 тонну отходов 1-Й класса опасности может составить до 5 млн рублей.
Ежегодно расходы федерального бюджета на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда составляют десятки млрд рублей.
Исходя из цели административного наказания - предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, при определении размеров штрафов за нарушение порядка представления информации в ФГИС ОПВК следует исходить из баланса интересов бизнеса, который должен обеспечить надлежащие учет и обращение с отходами и государства, которое не должно нести риски дополнительных бюджетных расходов, в связи с несоблюдением хозяйствующими субъектами требований экологического законодательства.
Учитывая технологические возможности ФГИС ОПВК в части верификации данных размеры штрафов в предлагаемой специальной норме снижены для должностных лиц - в 6 раз, для юридических лиц - в 2 раза по сравнению со штрафами, установленными в действующей общей норме, предусматривающей ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (часть 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях).
Введение специальной нормы за нарушение порядка представления информации в ФГИС ОПВК позволит в режиме реального времени осуществлять контроль за полным циклом обращения с отходами I и II классов опасности и существенно повысит возможности контрольно-надзорных органов по пресечению административных правонарушений.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.