Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 313908-8 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(уточнение правил о подтверждении факта смерти военнослужащих)
внесен сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.В. Рукавишниковой, депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, П.В. Крашенинниковым, Я.Е. Ниловым и др.
(утв. решением от 23 марта 2023 г. N 88)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев вышеуказанный законопроект, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект, как следует из пояснительной записки к нему, разработан в целях обеспечения защиты прав и законных интересов членов семей военнослужащих. При этом в указанных целях законопроектом предлагается "скорректировать порядок оформления факта смерти" для более оперативного оформления документов, необходимых для производства различных социальных и страховых выплат и оказания мер социальной поддержки федерального и регионального уровней членам семей погибших военнослужащих.
Рассматриваемый законопроект внесен одновременно с законопроектом N 313921-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект N 313921-8) и, по утверждению авторов, оба законопроекта "имеют общую социальную направленность и призваны обеспечить защиту интересов членов семей военнослужащих, а также интересов военнослужащих в обеспечении сохранности их имущества, в случаях, когда их место нахождения неизвестно".
Законопроектом предлагается:
1) Уточнить содержание статьи 277 Гражданского процессуального кодекса (статья 1 законопроекта), в соответствии с действующей редакцией которого для подачи заинтересованными лицами заявлении о признании военнослужащего или иного гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим необходимо указать день окончания военных действий. Данное положение предлагается признать утратившим силу, что, по мнению авторов законопроекта, позволит синхронизировать положения процессуального законодательства с нормами материального права (с учетом изменений, предлагаемых законопроектом N 313921-8) и обеспечить более эффективную защиту интересов как пропавших без вести граждан, так и членов их семей;
2) Внести в Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) (статья 2 законопроекта) следующие изменения:
а) В статье 64 - уточнить основания для государственной регистрации смерти, а именно предусмотреть правило о том, что документ о смерти может быть выдан не только медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими медицинскую деятельность, но и другим уполномоченным лицом в случаях, предусмотренных федеральными законами.
По мнению авторов, аналогичный подход уже используется в части 10 статьи 9 Федерального закона от 5 июня 2012 года N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике";
б) Внести в статью 66 изменения, которые сводятся к тому, что командир воинской части обязан заявить о смерти военнослужащего устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр в случае, если смерть наступила не в период прохождения лицом военной службы (как в действующей редакции изменяемой нормы), а во время прохождения военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время либо военного обучения в период военного положения и в военное время;
3) Внести в статью 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) (статья 3 законопроекта) изменения, в соответствии с которыми в случаях смерти военнослужащих документ о смерти военнослужащего будет выдаваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и который станет основанием для государственной регистрации смерти;
4) Как следует из пояснительной записки к законопроекту, с целью упрощения предоставления льгот и гарантий членам семей военнослужащих, предлагается внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ), Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон N 306-ФЗ) (статьи 4, 5 и 6 законопроекта соответственно);
5) Законопроектом предусматривается особый порядок вступления в силу предлагаемых законопроектом изменений, а также распространение действия его положений на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу предлагаемого регулирования, что, по мнению авторов законопроекта, позволит оперативно защитить права членов семей военнослужащих на получение социальных гарантий, страховых сумм и прочих выплат как федерального, так и регионального уровней в ситуациях, имевших место до введения в действие нового регулирования (статья 7 законопроекта).
Комитет по обороне имеет следующие замечания и предложения по законопроекту:
1) Изменения, предлагаемые статьей 1 законопроекта, концептуально поддерживаются, поскольку статья 277 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции, согласно которой в соответствующем заявлении в суд должен быть указан день окончания военных действий, объективно препятствует признанию безвестно отсутствующими (объявлению умершими) военнослужащих, пропавших без вести в ходе военных действий.
Вместе с тем, полагали бы целесообразным дополнительное обсуждение вопроса о включении в статью 1 законопроекта или в проектируемые нормы законопроекта N 313921-8 указаний на дату, с которой связывается наступление обстоятельств, предусмотренных первым предложением статьи 277 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (дата, когда соответствующие сведения стали известны военному командованию, дата, когда соответствующие сведения стали известны в месте жительства гражданина и т.д.), или, по меньшей мере, в каком порядке эта дата должна быть определена;
2) Как следует из текста законопроекта, изменения, предлагаемые в статьях 2 - 7 законопроекта, касаются всех погибших (умерших) военнослужащих, безотносительно к тому, являются ли они пропавшими без вести или нет (т.е. для регистрации смерти в соответствии с положениями Федерального закона N 143-ФЗ нет препятствий, и достоверно установлены дата, время, место, причина и иные обстоятельства гибели (смерти) военнослужащих).
а) В этой связи представляется, что вопрос о целесообразности внесения изменений в статью 64 Федерального закона N 143-ФЗ (статья 2 законопроекта), требует дополнительного обсуждения, поскольку:
- в отношении военнослужащих, пропавших без вести и признанных судом умершими, основанием для государственной регистрации смерти является соответствующее решение суда, вступившее в законную силу (абзац третий статьи 64). При этом обращаем внимание, что предлагаемые законопроектом N 313921-8 изменения не предполагают внесудебной процедуры объявления гражданина умершим;
- в отношении погибших (умерших) военнослужащих, документ о смерти которых может быть выдан в соответствии с действующей редакцией абзаца второго статьи 64 названного Федерального закона, указанные изменения представляется избыточными (во всяком случае обоснование необходимости изменения порядка выдачи соответствующего документа установленной формы в пояснительной записке к законопроекту отсутствует).
Согласно пояснительной записке к законопроекту предполагается, что указанные изменения подлежат применению во взаимосвязи с изменениями, предусмотренными в статье 3 законопроекта, согласно которым документ установленной формы (т.е. установленная в настоящее время Минздравом России учетная форма N 106/у - медицинское свидетельство о смерти) в указанных в этой статье законопроекта случаях будет выдаваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом обращаем внимание, что ни проектируемая редакция абзаца второго статьи 64 Федерального закона N 143-ФЗ, ни проектируемая редакция пункта 7 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ не устанавливает непосредственно лиц, которые уполномочены выдавать указанный документ.
Кроме того, ссылка авторов законопроекта на аналогию правового регулирования, используемую в части 10 статьи 9 Федерального закона от 5 июня 2012 года N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике", представляется некорректной, поскольку указанная норма устанавливает конкретное лицо (т.е. врача), уполномоченное выдавать документ установленной формы (т.е. медицинское свидетельство о смерти) в связи с объективными обстоятельствами (т.е. в связи с отсутствием в Антарктиде медицинских организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность) в том же порядке, что предусмотрен для выдачи этого документа для медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей приказом Минздрава России от 15 апреля 2021 года N 352н;
б) Что касается проектируемых изменений в статью 66 Федерального закона N 143-ФЗ, которыми предусматривается обязанность командира воинской части обращаться с заявлением о смерти военнослужащего "в случае, если смерть наступила во время прохождения военной службы по призыву или прохождения военной службы по мобилизации, в период военного положения и в военное время либо военного обучения в период военного положения и в военное время" (статья 2 законопроекта), то, как видится, их целесообразность также нуждается в дополнительном обсуждении. При этом, по мнению Комитета по обороне, действующая редакция абзаца седьмого пункта 1 статьи 66 названного Федерального закона исчерпывающим образом охватывает все периоды военной службы и все категории военнослужащих.
Более того, по нашему мнению, проектируемая редакция указанного абзаца необоснованно ограничивает соответствующую обязанность командира воинской части (обращаться с заявлением о смерти военнослужащего "в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы" вне зависимости от того, проходил ли погибший (умерший) военнослужащий военную службу по призыву (в том числе по призыву по мобилизации) или в добровольном порядке по контракту;
3) По статьям 4, 5 и 6 законопроекта:
а) Статьей 4 законопроекта предлагается дополнить статью 4 "Страховые случаи" Федерального закона N 52-ФЗ положением о том, что "В случае смерти или гибели военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы по призыву или прохождения военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время либо военного обучения в период военного положения и в военное время, предусмотренные настоящим Федеральным законом выплаты предоставляются при наличии документа установленной формы о смерти военнослужащего, оформленного в соответствии с пунктом 7 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Комитет по обороне не поддерживает указанное изменение, поскольку:
Во-первых, они не относятся к предмету регулирования статьи 4 Федерального закона N 52-ФЗ;
Во-вторых, они являются избыточными, так как в соответствии с абзацем первым статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая, а перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации (см. постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 855, которым предоставление медицинского свидетельства о смерти в страховую компанию в настоящее время не предусмотрено). При этом обращаем внимание, что наступление страхового случая подтверждается совокупностью документов, а медицинское свидетельство о смерти само по себе не является документом, подтверждающим наступление страхового случая;
б) Статьей 5 законопроекта предлагается дополнить статью 24 Федерального закона N 76-ФЗ новым пунктом 7 следующего содержания:
"7. В случае смерти или гибели военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы по призыву или прохождения военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время либо военного обучения в период военного положения и в военное время, предусмотренные настоящей статьей меры социальной защиты предоставляются при наличии документа установленной формы о смерти военнослужащего, оформленного в соответствии с пунктом 7 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Комитет по обороне не поддерживает указанное изменение, поскольку предусмотренные в статье 24 Федерального закона N 76-ФЗ для членов семей погибших (умерших) военнослужащих пенсии, компенсационные выплаты и иные социальные гарантии, предусмотренные этой статьей предоставляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами. При этом обращаем внимание, что медицинское свидетельство о смерти военнослужащего само по себе не является документом, подтверждающим принадлежность лица к членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего и право этого лица на соответствующие социальные гарантии;
в) Статьей 6 законопроекта предлагается дополнить Федеральный закон от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" новой статьей 8, в соответствии с которой: "В случае смерти или гибели военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы по призыву или прохождения военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время либо военного обучения в период военного положения и в военное время, предусмотренные настоящим Федеральным законом выплаты предоставляются при наличии документа установленной формы о смерти военнослужащего, оформленного в соответствии с пунктом 7 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Комитет по обороне не поддерживает указанное изменение, поскольку выплаты, предусмотренные Федеральным законом N 306-ФЗ для членов семей погибших (умерших) военнослужащих в силу соответствующих положений этого Федерального закона осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Более того, некоторые выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих (например, единовременное пособие в случае гибели, ежемесячная денежная компенсация) в силу соответствующих положений Федерального закона N 306-ФЗ (пункты 8 и 9 статьи 3) связаны не только с наличием у погибшего (умершего) статуса военнослужащего, но и с наличием причинно-следственной связи между наступлением его смерти и исполнением им обязанностей военной службы. При этом обращаем внимание, что медицинское свидетельство о смерти военнослужащего само по себе не является документом, подтверждающим наличие указанной причинно-следственной связи;
4) По буквальному смыслу пунктов 2 и 3 статьи 7 законопроекта в случае гибели (смерти) военнослужащих при указанных в этих пунктах обстоятельствах, наступившей до дня вступления в силу федерального закона, медицинские свидетельства о смерти подлежат оформлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (даже в случае, если смерть военнослужащего уже зарегистрирована органами ЗАГСа), а предоставление соответствующих выплат и иных социальных гарантий поставлено в зависимость от оформления указанных свидетельств.
Статья 7 законопроекта в представленной редакции не поддерживается.
С учетом вышеизложенного Комитет по обороне полагает необходимой существенную доработку законопроекта ко второму чтению (в случае его принятия в первом чтении).
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.