Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 30 марта 2023 г. N 91/3
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 269223-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления требований к формированию совета директоров (наблюдательного совета) в некредитных финансовых организациях, требований к системе оплаты труда, требований по организации управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в некредитных финансовых организациях)"
(внесен депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 269223-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления требований к формированию совета директоров (наблюдательного совета) в некредитных финансовых организациях, требований к системе оплаты труда, требований по организации управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в некредитных финансовых организациях)" (далее - законопроект, проект федерального закона), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Проектом федерального закона в целях повышения финансовой устойчивости и стабильности деятельности некредитных финансовых организаций (далее - организации, НФО) на национальном финансовом рынке предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на установление:
1. требований к формированию совета директоров (наблюдательного совета).
Так, обязательность создания совета директоров (наблюдательного совета) уже содержится в ряде действующих Федеральных законах для некоторых НФО 1 (кредитные рейтинговые агентства, клиринговые организации и пр.).
Законопроектом аналогичное требование предлагается возложить на микрофинансовые компании.
В отношении управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций создание совета директоров (наблюдательного совета) будет обязательным в случаях, которые будут установлены в нормативном акте Банка России - в зависимости от уровня и масштаба осуществляемой деятельности, а также принимаемых в этой связи рисков).
2. требований к системе оплаты труда в таких организациях.
Следует отметить, что в настоящее время в Федеральном законе от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон) заложены основы регулирования системы оплаты труда в кредитных организациях. Так, в соответствии со статьей 24 Федерального закона кредитная организация обязана создать систему оплаты труда как в целом, так и в части оплаты труда отдельных лиц (руководителей и пр.), а также согласно статье 11.1-1 к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации относится утверждение политики кредитной организации в области оплаты труда и контроль ее реализации.
При этом комплексное правовое регулирование системы оплаты труда в организациях (например, ограничений выплаты стимулирующих и компенсационных выплат в отношении руководителей и работников некредитных финансовых организаций) отсутствует.
В этой связи проектом федерального закона возлагается обязанность на отдельные организации 2 создать систему оплаты труда в отношении руководителей и работников таких НФО, в зависимости от характера и масштаба осуществляемой деятельности, принимаемых в этой связи рисков, а также результатов деятельности.
Соответствующие проектируемые нормы распространяются, прежде всего, на лиц, занимающих должности руководителя некредитной финансовой организации, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера и его заместителей некредитной финансовой организации, а также иных руководителей (работников) некредитной финансовой организации (далее - руководящие лица).
Также предусматривается, что система оплаты труда в НФО должна предусматривать возможность отсрочки, сокращения или отмены стимулирующих и компенсационных выплат руководящим лицам при условии, если действия таких лиц привели к несоблюдению НФО различных обязательных требований к деятельности 3, возникновению ситуаций, угрожающих интересам клиентов и кредиторов, финансовой устойчивости и стабильности такой организации 4. При этом подобные ограничения не распространяются на выплаты, минимальный размер которых гарантирован Трудовым кодексом Российской Федерации.
3. требований к организации управления рисками и внутреннего контроля, включающих также организацию внутреннего аудита.
Законопроектом предлагается унифицировать подходы к управлению рисками и внутреннему контролю в различных НФО. В этой связи проектируемыми нормами предлагается уточнить, что на совет директоров НФО (на общее собрание участников кредитного кооператива, в том числе сельскохозяйственного) возлагается обязанность по созданию системы управления рисками (создать специальное подразделение 5, определить специальное лицо), внутреннего аудита в соответствии с требованиями, которые будут установлены Банком России.
Комитет отмечает, что отдельными проектируемыми нормами предусматривается внесение изменений в ряд федеральных законов в части установления обязанности органов управления НФО утверждать внутренние документы, определяющие совокупный предельно допустимый уровень риска (рисков), (риск-аппетит).
Вместе с тем обращаем внимание, что в действующем законодательстве Российской Федерации определения "совокупный предельно допустимый уровень риска (рисков)", "риск-аппетит" - отсутствуют, в связи с чем при подготовке законопроекта ко второму чтению данные проектируемые нормы нуждаются в дополнительном уточнении.
Проектируемая статья 12 нуждается в кодификационной правке в части внесения изменений в Главу X.1-1. "Регулирование, контроль и надзор в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке", т.к. статья 76.9-5 уже содержится в действующей редакции Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Также обращаем внимание, что во исполнение норм проекта федерального закона потребуется издание ряда нормативных (нормативных правовых) актов.
Учитывая все вышесказанное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1статья 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
- статья 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"
2 профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, микрофинансовых компаний, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированного депозитария, кредитных рейтинговых агентств, организатора торговли, клиринговых организаций
3 требований к собственным средствам (капиталу), обязательных (финансовых, экономических) нормативов и пр.
4 появление оснований для запрета на осуществление деятельности, аннулирования (отзыва) лицензии, исключения из реестра, осуществления мер по предупреждению банкротства и пр.
5 применительно к КПК с активами более 1 млрд рублей и КПК, имеющим филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории более 2 субъектов РФ, применительно к микрокредитным компаниям, имеющим сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам не менее 1 млрд рублей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.