Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел" (далее - законопроект) предусмотрено дополнение пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) категориями несовершеннолетних, подлежащих помещению в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - ЦВСНП, Центр), неоднократно (два и более раза) в течение года совершивших самовольные уходы из семьи и государственных учреждений, а также неоднократно (два и более раза) в течение года совершивших административные правонарушения.
Из порядка 155 тыс. ежегодно выявляемых сотрудниками полиции административных правонарушений с участием несовершеннолетних (2017 г. - 158 тыс.; 2018 г. - 148 тыс.; 2019 г. - 143 тыс.; 2020 г. - 157 тыс.; 2021 г. - 150 тыс.), почти каждое четвертое совершается лицом в возрасте до 16 лет (то есть в тот период, когда ответственность за поведение несовершеннолетнего несут его законные представители).
Около 10% подростков нарушают закон по два и более раза, а в отдельных случаях совершают 20 и более административных правонарушений в течение года.
Принимаемые к таким злостным нарушителям меры ограничены профилактическими беседами и рассмотрением на комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Должного эффекта они не оказывают. Подростками с устойчивой девиантной направленностью поведения действия полиции не воспринимаются как правоохранительные, в результате чего они совершают более тяжкие деяния, за которые следует уже уголовная ответственность.
Другой категорией подростков, нуждающихся в особом внимании являются несовершеннолетние, системно совершающие самовольные уходы из семьи и государственных учреждений.
Ежегодно в местном и федеральном розыске находится около 44 тыс. несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (иных законных представителей), других детских государственных учреждений.
Каждый четвертый подросток совершал такие уходы неоднократно (2017 г. - 11,4 тыс.; 2018 г. - 11 тыс.; 2019 г. - 11,5 тыс.; 2020 г. - 11 тыс.; 2021 г. - 9,6 тыс.).
В периоды длительного отсутствия по месту жительства несовершеннолетние, находясь без контроля со стороны законных представителей и не имея средств к существованию, совершают правонарушения, общественно опасные деяния и преступления.
За последние 5 лет в среднем 777 (или 2%) несовершеннолетних (2017 г. - 753; 2018 г. - 20; 2019 г. - 809; 2020 г. - 849; 2021 г. - 654), самовольно ушедших из семей и государственных учреждений, были участниками преступлений.
Нередко ребенок, находясь без контроля со стороны родителей или иных законных представителей, зачастую становится не только субъектом, но и объектом преступных посягательств. Ежегодно 124 (2017 г. - 131; 2018 г. - 110; 2019 г. - 114; 2020 г. - 144; 2021 г. - 119) лица, не достигших 18 лет, находящихся в розыске, были жертвами преступлений, из них погибли - 22 (2017 г. - 31; 2018 г. - 23; 2019 г. - 14; 2020 г. - 24; 2021 г. - 19).
По иным причинам (несчастный случай, суицид) в период самовольных уходов ежегодно умирало еще 94 ребенка (2017 г. - 94; 2018 г. - 129; 2019 г. - 77; 2020 г. - 85; 2021 г. - 83).
В числе основных причин неоднократных самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных учреждений нарушение их прав и законных интересов, семейное неблагополучие, совершение противоправных деяний, насилия.
В настоящее время при установлении сотрудниками полиции местонахождения самовольно ушедших несовершеннолетних в случае невозможности их передачи родителям или иным законным представителям в установленный законодательством трехчасовой срок вследствие удаленности места жительства, места пребывания или по иным причинам (отсутствие сведений об их местонахождении, временное отсутствие родителей по месту жительства, их нахождение за пределами субъекта Российской Федерации, госпитализация и т.п.), они помещаются в медицинские и социозащитные организации, в том числе совершающие самовольные уходы системно.
Поскольку указанными учреждениями подростки передаются законным представителям или снова самовольно покидают их, приостановление таким образом длящихся самовольных уходов лишь на короткое время способствует продолжению антиобщественного образа жизни несовершеннолетних без по выявления и устранения причин самовольных уходов и принятия соответствующих мер.
Действующие в системе МВД России центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВСНП) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.
Созданные в ЦВСНП условия максимально приближены к реабилитационным и позволяют не прерывать образовательный процесс и дополнительные занятия, направленные на дальнейшую социализацию подростков.
Широкий спектр проводимых в специальных условиях профилактических мероприятий, способствует достижению положительного эффекта в рамках круглосуточного наблюдения за подростками. Возможности постоянного контакта с ними специалистов ЦВСНП исключают влияние негативных факторов внешней криминальной среды, а полученные в ходе работы сведения о противоправных действиях, совершаемых в отношении несовершеннолетних, отрабатываются в оперативном порядке и по ним принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП штатными психологами оказывается экстренная психологическая помощь, направленная на стабилизацию их эмоционального состояния в условиях стресса и конфликтных ситуаций, а возможности ЦВСНП по проведению психодиагностического обследования способствуют выяснению и устранению возможных причин и условий девиантного поведения подростков.
Полученная в период содержания подростков информация направляется в территориальные органы МВД России и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту постоянного проживания несовершеннолетнего в форме рекомендаций по дальнейшей профилактической работе с ним, его родителями (или иными законными представителями), членами семьи и ближайшим социальным окружением.
Помещение в Центры системно совершающих самовольные уходы из семьи, государственных учреждений и занимающихся бродяжничеством детей и подростков не только позволит гарантированно обеспечить последующее их возвращение к месту жительства, но и выявить причины самовольного прекращения учебы и ухода из семьи, факты угрозы жизни или здоровью несовершеннолетнего, вовлечения в преступную и иную антиобщественную деятельность, совершения в их отношении преступлений и иных противоправных действий и принять соответствующие меры.
В случае необходимости Центры оказывают содействие в поиске альтернативных решений по вопросам пребывания ребенка в том или ином учреждении и дальнейшего бытового устройства.
Проектируемая норма позволит реализовать комплекс мероприятий как с несовершеннолетними, так и с их родителями (или иными законными представителями), будет способствовать устранению причин и условий, способствующих неоднократным самовольным уходам, восстановлению нарушенных прав ребенка, налаживанию детско-родительских отношений.
Предусмотренные законопроектом нормы направлены на исключение криминогенных и виктимогенных факторов, связанных с самовольными уходами детей и подростков из семьи и государственных учреждений, обеспечение реализации комплекса мер индивидуальной профилактической работы в условиях Центров, направленных на профилактику бродяжничества.
Внесение проектируемых изменений в законодательство Российской Федерации будет способствовать повышению эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения их прав и законных интересов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.