Досье на проект федерального закона
Законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях совершенствования учета и амортизационных отчислений, направляемых на модернизацию основных фондов организаций" подготовлен с учетом научно-экспертных рекомендаций, выработанных учеными и экспертами Московского государственного университета и Института экономики РАН по результатам научно-экспертных исследований по теме "Анализ лучших зарубежных практик и выработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам законодательного регулирования правовых механизмов ускоренной амортизации".
Проблема обеспечения фактического использования амортизационных отчисления для финансирования модернизации основных фондов организаций вызвана тем обстоятельством, что в последние шесть лет российская экономика столкнулась с падением темпов ее роста, что вызывает большую тревогу за будущее страны, особенно в условиях вводимых экономических санкций со стороны США и ЕЭС.
Важнейшими причинами стагнации российской экономики являются падение инвестиционной активности в стране, от которой в решающей степени зависят темпы роста экономики, и однобокая их структура с нарастанием в ней доли, идущей на развитие сырьевых отраслей. Инвестиции в основные фонды в сопоставимых ценах в 2013 г. приросли на 0,8%, в 2014 г. они сократились на 2,5%, в 2015 г. на 8,4%, в 2016 г. - на - 0,9%, с 2017 по 2021 гг. снова сократились от - 2,2% до - 4%.
Наряду с падением темпов роста экономики и инвестиционной деятельности, особую озабоченность вызывает растущий из года в год износ основных фондов, увеличившийся в целом по стране за 2000 - 2021 гг. с 39,3 до 53,1%, а в некоторых отраслях до 70% и более, что объясняется не только низкими темпами инвестиций в основные фонды, но и их расходованием в основном не на приобретение нового оборудования и технологий, а на капитальный ремонт действующих фондов. Об этом свидетельствует, несмотря на положительный коэффициент обновления фондов в 2018-2019 годах +4,7%, с 2020 года произошел спад с +3,9% до -4,0% 2021 году, а также низкий и постоянно снижающийся коэффициент их выбытия, сократившийся за 2000 - 2021 г. с 1,3 до 0,5%.
Необходимо отметить, что процесс снижение инвестиционной активности в реальных секторах экономики характерен не только для России, но для развитых стран. Это связано с бурным развитием фондовых рынков и более высокой доходностью вложений в них по сравнению с реальным производством.
В 2017 г. объем финансовых вложений на фондовом рынке России составил 165,7 трлн. руб., с 2018 г. - 246,5 трлн. руб, 2019 г. - 247,2 трлн. руб., 2020 г. -306 трлн. руб., 2021 г. - 390,9 трлн. руб. При этом объем долгосрочных финансовых вложений на срок больше 12 месяцев составил в 2017 г. 18,6 трлн. руб. и с 2018 по 2021 гг. в 1,6 раза превысил инвестиции корпоративного сектора, а величина накопленных долгосрочных вложений достигла 51,7 трлн. руб.
В этом же году инвестиции корпоративного сектора страны составили всего 12 трлн. руб., в которых вложения из собственной прибыли равнялись 6,3 трлн. руб., остальные 5,7 трлн. руб. осуществлялись за счет бюджетных средств и кредитов. Одновременно в этом году амортизационные отчисления возросли до 6,4 трлн. руб. Если допустить, что вся амортизация была израсходована на инвестиции в виде собственных средств, то оказывается, что в этот год корпоративный сектор не потратил из собственной прибыли на инвестиции в основные фонды ни одного рубля, вся она ушла на фондовой рынок.
Следует отметить, что в инвестициях корпоративного сектора на протяжении длительного времени наблюдается высокая доля использования кредитных средств. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что сегодня бизнесу гораздо выгоднее отправлять свою прибыль на фондовый рынок, а для инвестиций брать кредиты. Серьезным отрицательным моментом такой практики является удорожание производства товаров и услуг в стране и снижение их конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Огромное и быстро нарастающее превышение финансовых вложений бизнеса по отношению к инвестициям в основные фонды в России связано, с одной стороны, с высокой налоговой нагрузкой на бизнес, особенно в обрабатывающих отраслях, а с другой стороны, с многократным превышением уровня прибыльности и скоростью оборота инвестиций на фондовом рынке по отношению к их вложению в реальное производство.
Свободные средства бизнеса всегда перетекают туда, где они могут принести более высокую прибыль и, чтобы их перенаправить в реальное производство необходимо перенастраивать налогообложение в стране, как это делают .сегодня США и другие развитые страны. Другого пути не существует, т.к. существует капитализм с его фондовым рынком и, если Россия не введет действенные стимулы для инвестиций в реальное производство, экономика будет продолжать стагнировать.
А пока продолжающееся сокращение инвестиций в России в основные фонды сдерживает достижение стратегических целей по модернизации экономики страны, структурной ее перестройке, повышения уровня жизни населения, переходу к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.
Такие амбициозные задачи поставлены, но, к сожалению, в них не обозначены системные методы их достижения и, в первую очередь, по решению проблемы интенсификации инвестиционной деятельности в стране, с доведением доли инвестиций в ВВП с существующих 18,83% (2020 г.) до 26-28%, что потребует нарастить годовой темп их прироста до 8-10%, а объем увеличить минимум в 1,6 раза с существующих 20 до 30 трлн. руб. А для того чтобы догнать развитые страны по объему инвестиций на душу населения их необходимо увеличить до 45 трлн. руб. Если этого не сделать, то отставание России от развитых стран по уровню жизни будет только нарастать.
Анализ инвестиционной активности в промышленно развитых странах за последние десятилетия наглядно показывает, что это достигается сегодня за счет проведения политики ускоренной амортизации, за счет освобождения прибыли от налогообложения и придания ей целевой функции. В большинстве развитых стран в инвестициях корпоративного сектора в основные фонды на амортизацию теперь приходится порядка 65-70%, на заемные средства 15-20%, а на прибыль 12-15%.
Огромным минусом действующей амортизационной политики в России является отсутствие налогового учета и контроля за целевым расходованием амортизационных отчислений. По нашим оценкам из общей их суммы, начисленной в 2020 г. по корпоративному сектору в размере 6,4 трлн. руб., более половины было потрачено не на развитие, а на финансовые вложения, пополнение оборотных средств, и др. операции. В результате только за этот год страна недополучила инвестиций на 3,2 трлн. руб. Кроме того, государство освободив эту сумму от налога на прибыль, недобрало в бюджет страны 620 млрд. руб. по нему, из них 500 млрд. руб. в бюджеты субъектов Федерации.
Чтобы предотвратить разбазаривание триллионных средств в виде начисленных амортизационных отчислений и направить их по своему прямому назначению, а также учитывая высокую степень износа основных фондов, которые определяют будущее всей экономики, России сегодня настоятельно необходимо осуществить амортизационную реформу, которая позволила бы нарастить долю амортизационных отчислений в инвестициях в основные фонды с существующих 20% до уровня развитых стран в 60-70%.
В этих целях разработан законопроект об амортизационной политике, в котором предлагается:
- внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на:
- сокращение действующих сроков обновления основных фондов, в первую очередь в обрабатывающих отраслях;
- принятие постановлений Правительства Российской Федерации:
о порядке проведения переоценки стоимости основных фондов за период с 1996 года по настоящее время и установления требования о проведении организациями регулярной переоценки основных фондов в целях начисления амортизационных отчислений с учетом восстановительной стоимости основных фондов;
о проведении регулярных всеобщих переоценок основных фондов и начисление амортизации, не с первоначальной, а с восстановительной их стоимости, ибо сегодня при замене изношенных фондов происходит не просто возврат им первоначальной стоимости, а возникает существенное ее увеличение;
о возложении на Минфин России, Росстат разработку и утверждение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского и статистического учета амортизационного учета начисленных амортизационных отчислений и их фактического использования на модернизацию основных средств организаций, внедрение статистической отчетности по использованию начисленных амортизационных отчислений, как по корпоративному сектору, так и по малым и средним предприятиям, на которых сегодня приходится 45,3% от всех основных фондов страны.
По нашим расчетам внедрение мероприятий по повышения уровня вложения инвестиций в основные фонды приведет к сокращению налоговых поступлений по налогу на прибыль в части роста амортизационных отчислений, направленных на модернизацию и обновление основных фондов, которые могут составить примерно 160 млрд. руб. ежегодно в течение трех лет. Как правило, все страны в этих случаях для восполнения налоговых поступлений используют "печатный станок". Такой вариант направления государственных дополнительных денег в экономику не ведет к инфляции, потому что они в этом случае расходуются не на увеличение доходов населения, а только на восполнение сокращения уже сложившегося их уровня. Кроме того, при ставке налога на прибыль в размере 20% каждый недополученный рубль по этому налогу увеличит инвестиции в основные фонды на 5 руб. и не приведет к росту инфляции.
Вбрасывая, таким образом, относительно небольших денежных средств в экономику и вводя регулярный учет и контроль за целевым расходованием амортизационных отчислений, государство добивается одновременно сокращения налоговой нагрузки на бизнес, ускорения процесса обновления основных фондов, увеличения инвестиционной активности, наращивание объема собираемых налогов, повышение темпов роста ВВП и, тем самым, образно выражаясь, заряжает "аккумулятор экономики", который позволяет ей набрать скорость и развиваться дальше без сбоев и с ускорением.
1) В пункте 1 статьи 1 законопроекта предлагается в статье 256 НК РФ установить нормы, по осуществлению переоценки основных фондов в соответствии с порядком и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации. Разработчики экспертно-аналитического исследования по вопросу совершенствования и контроля за использованием амортизационных отчислений на модернизацию основных фондов организаций предлагают провести переоценку основных фондов за период с 1996 года по 2023 году.
Для этого предлагается внести изменения в статью 256 НК РФ, позволяющие организациям-налогоплательщикам:
- учитывать результаты переоценки стоимости основных фондов при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации для целей налогообложения;
- восстановить применение переоценки на предприятиях;
- возможность осуществлять простое воспроизводство за счёт амортизационных отчислений, как того требует мировая практика.
Таким образом, начисление амортизации на основные средства должно производиться не с первоначальной, а с их восстановительной стоимости, так как сегодня при замене изношенных фондов происходит не просто возврат им первоначальной стоимости, а возникает существенное ее увеличение.
а) переоценка основных фондов предприятий и приведение их стоимости к уровню реального замещения основных фондов по текущим ценам.
Проблема переоценки обозначилась с 2002 года, когда одновременно с внесением изменений в НК РФ. согласно которым результат переоценки перестал учитываться в целях налогового учёта при определении восстановительной стоимости и амортизации, предприятия перестали пользоваться правом проведения переоценки. Причиной этого стало различие налоговых баз при определении налога на прибыль и налога на имущество предприятия. В первом случае - налоговая база формируется с учетом амортизационных отчислений, рассчитанных в соответствии со статьями 259, 259.1, 259.2 и 259.3 НК РФ. Во втором случае - в соответствии с пунктом 3 статьи 375 НК РФ "При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации". Поэтому в случае, если предприятие решает провести переоценку основных средств, то увеличивается его налогооблагаемая база и величина налога на имущество. Кроме того, с учетом высокого уровня инфляции предприятие отказывается переоценивать оборудование, а, следовательно,' образуется разница между величиной износа основных средств и накопленной амортизацией.
б) предлагается использовать следующий метод переоценки основных средств который позволит стимулировать предприятия переоценивать оборудование. Данный метод, рекомендован группой экспертов МГУ, подготовившей научно-экспертные рекомендации по данному вопросу по заказу Государственной Думы в 2018 году. Он основан на корректировке остаточной стоимости основных средств за счёт пересчёта, начисленной за период отсутствия переоценки, амортизации по следующей методике: первоначальная (или восстановительная) стоимость путём экспертной оценки либо по документально подтверждённым данным доводится до рыночной стоимости основных средств. Начисленная амортизация переоценивается с учётом стоимости денежных потоков во времени по следующей формуле (за пример взят 2001 год, как первый год эксплуатации оборудования):
где А пер.n - переоцененные амортизационные отчисления на конец n-го года; А 02 - сумма начисленной амортизации на начало 2002 г.; А 02,
А 03, ...,
А n - ежегодные амортизационные отчисления 2002, 2003...n-го годов; I02, I03,..., I n - индексы инфляции 2002 г. по n-ый годы.
Остаточная стоимость основного средства определятся, как разность рыночной (восстановительной) стоимости и суммы пересчитанной по формуле (7) амортизации. После этого амортизация основного средства начисляется, исходя из остаточной стоимости и оставшегося срока полезного использования основного средства, с целью полного списания стоимости актива к концу срока амортизации.
Предлагается данный метод при возможности и его поддержки учитывать при разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации "Порядок переоценки стоимости основных фондов за период с 1996 по 2022 годы".
2) в пункте 2 статьи 1 законопроекта абзац седьмой пункта 1 статьи 257 НК РФ предлагается изложить в следующей редакции:
"При проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу главы переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации учитываемым для целей налогообложения в соответствии с настоящей главой."
3) в пункте 3 статьи 1 законопроекта абзац третий пункта 9 статьи 258 НК РФ предлагается изложить в следующей редакции:
1) "В случае, если основное средство, в отношении которого были применены положения абзаца второго настоящего пункта, реализовано ранее чем по истечении пяти лет с момента введения его в эксплуатацию лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком, а также другим лицам, кроме лизинговых компаний, а также в отношении оборудования, работающего с высоким коэффициентом сменности, суммы расходов, ранее включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, подлежат включению в состав внереализационных доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была осуществлена такая реализация.".
В целях реализации этой нормы необходимо Правительству РФ ввести нормы о применении правила восстановления амортизационной премии при условии реализации основного средства до истечения пяти лет с момента ввода указанного средства не только взаимозависимому лицу, но и любым лицам. Исключение может быть сделано только лизинговым компаниям, а также в отношении оборудования, работающего с высоким коэффициентом сменности.;
4) в пункте 4 статьи 1 законопроекта предлагается название статьи 259 НК РФ изложить в следующей редакции:
"Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации, а также учета амортизационных отчислений, использованных на инвестиции и модернизацию основных фондов";
Пункт 2 статьи 259 НК РФ предлагается изложить в следующей редакции:
"2. Сумма амортизации, начисленных и использованных на инвестиции и модернизацию основных Фондов для целей налогообложения, определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей главой. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.";
Для обеспечения контроля налоговых органов за начислением и целевым использованием амортизации в целях налогообложения предлагается внести изменения в статью 259 НК РФ. устанавливающие для налогоплательщиков обязанность вести соответствующий налоговый учет. При этом в затраты предприятий при исчислении налога на прибыль должны включаться суммы не начисленной амортизации, а суммы, фактически использованные на финансирование инвестиций по модернизации и обновлению основных фондов.
Статью 259 НК РФ также предлагается дополнить пунктами 8 и 9 следующего содержания в целях введения обязательного учета фактического использования амортизационных отчислений для модернизации и обновления основных Фондов:
"8. Установить, что для всех налогоплательщиков, осуществляющих начисление амортизационных отчислений на основные фонды, обязательным условием является фактическое использование амортизационных отчислений в качестве инвестиционных средств на модернизацию и обновление основных фондов. При исчислении налога на прибыль в состав затрат организаций должны включаться суммы амортизации, фактически использованные на модернизацию и обновление основных фондов, а не суммы начисленных амортизационных отчислений. Правила бухгалтерского учета амортизационных отчислений, начисленных, переведенных для временного хранения в банковское учреждение и фактически использованных для финансирования модернизации, обновления основных фондов, учитываемых при расчете налога на прибыль, определяется Правительством Российской Федерации.
9. В целях исключения нецелевого использования амортизационных отчислений устанавливается предельный уровень амортизационных отчислений для каждой группы оборудования, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.";
5) в пункте 5 статьи 1 законопроекта предлагается в статье 259.3 НК РФ внести нормы, регулирующие вопросы поддержки налогоплательщиков, обеспечивающих более 3 лет подряд обновление основных фондов, а также понуждающие налогоплательщиков, имеющих низкий коэффициент обновления основных фондов, вводя повышающий коэффициенты для них по различным видам налогов:
а) пункт 1 статьи 259.3 НК РФ дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
"7) в отношении налогоплательщиков, которые на протяжении трех предшествующих лет обеспечивали обновление основных фондов с коэффициентом не менее 10 процентов, увеличить срок действия данной льготы до пяти лет с последующим подтверждением соблюдения коэффициента обновления и отчетом о целевом использовании средств амортизации.";
б) дополнить пунктом 3 статьи 259.3 НК РФ следующего содержания:
"3. В отношении налогоплательщиков, которые имеют низкий уровень коэффициента обновления основных фондов, вводятся пониженные нормы амортизационных отчислений, устанавливаются повышающие коэффициенты по различным видам налогов.";
6) в пункте 6 статьи 1 законопроекта предлагается статью 270 НК РФ дополнить пунктом 50 следующего содержания:
"50) в виде амортизационных отчислений, использованных на увеличение не амортизируемого капитала предприятия.";
7) Одним из способов стимулирования инвестиционной деятельности для предприятий является частичное освобождение от налогов прибыли налогоплательщиков, направленной на финансирование инвестиций для модернизации основных фондов, в том числе предоставление льгот по уменьшению налогообложения прибыли предприятия за счет амортизационных отчислений для модернизации основных Фондов в связи с возросшим уровнем износа основных производственных фондов, и, в первую очередь, с уровнем износа рабочих машин и оборудования.
Для этого может быть применена методика, используемая в целях налогового стимулирования обновления основных фондов (на основе разработки Панскова В.Г., опубликованного в 2013 году Белорусском экономическом журнале в 2013 г.). В данной методике учитывается, что льготы по налогообложению прибыли приведут к уменьшению отчислений в федеральный бюджет, предложенные льготы должны быть оптимизированы в целях соблюдения баланса интересов бизнеса и государства. Базовый уровень износа рабочих машин и оборудования, при котором устанавливается льгота, должен быть принят в размере 35%, на уровне развитых стран. По тем предприятиям, где уровень износа выше 50% (в 2021 году степень износа основных фондов в обрабатывающей промышленности составила 53,1%) рассчитывается разница объема налогооблагаемой прибыли за счет амортизации рабочих машин и оборудования по сравнению с базовым вариантом. Уменьшение налогооблагаемой прибыли производится на уровне 30% (или даже 50% в зависимости от категории предприятия) этой разницы. Эту зависимость можно выразить следующей формулой:
Нл = (Ар.м.б. - Ар.м.) х 0,3 (5),
где Нл - сумма налоговой льготы; Ар.м.б. - сумма амортизационных отчислений рабочих машин и оборудования базовая в расчетном периоде; Ар.м. - сумма амортизационных отчислений рабочих машин и оборудования конкретного предприятия в расчетном периоде.
Данная льгота должна предоставляться только при положительном значении разницы. Сумма льготы учитывается отдельно и направляется только на приобретение новых прогрессивных машин и оборудования. То есть, по сути данная льгота имеет вид целевой финансовой помощи из федерального бюджета на стимулирование обновления основных фондов предприятий обрабатывающей промышленности. При этом необходимо одновременно обязать хозяйствующие субъекты отчислять в амортизационный фонд, независимо от нормативных 20% амортизационных ставок, от 60 до 80% с прибыли до выплаты налога по ней. То есть, чем выше износ основных фондов у предприятия, тем большая доля прибыли должна быть отчислена в амортизацию.
Использование такого способа стимулирования инвестиционной деятельности позволяет государству наращивать инвестиции в наиболее прогрессивных отраслях производства, ускорять развитие экономики, делать ее более эффективной, и одновременно с этим увеличивать объем налоговых доходов и, в конечном итоге, окупать его потери от сокращения поступлений по налогу на прибыль.
В целом такое направление в экономическом развитии можно с полным правом охарактеризовать как "мягкое экономическое принуждение" к инвестиционной деятельности. Важным достоинством такого стимулирования инвестиционной деятельности является то, что оно осуществляется за счет так называемого "обратного финансирования", то есть предприниматель получает дополнительные финансовые средства не извне, а из собственной прибыли за счет сокращения выплат налога по ней и перевод ее в размере амортизационных отчислений, чисто Формально, в издержки. В этом случае можно сказать, что финансирование инвестиционной деятельности начинает осуществляться из бюджета государства, в результате чего повышается ее эффективность для бизнеса по сравнению с использованием на эти цели кредитных ресурсов, по которым надо выплачивать основной долг и проценты по нему и по сравнению со свободным остатком прибыли, отягощенным налогом на прибыль.
С учетом этого в пункте 7 статьи 1 законопроекта предлагается Налоговый кодекс РФ дополнить новой статьей 284.10 "Особенности применения льготной налоговой ставки организациями, имеющим повышенную степень износа основных фондов (более 50%)", содержащей предлагаемые изменения.
Кроме того, ключевым изменением подходов к усилению контроля за целевым использованием амортизационных отчислений должно стать возложение этой задачи на органы Федеральной налоговой службы, а также на аудиторов независимых саморегулируемых организаций, которые должны отражать в своих аудиторских заключения реальные результаты целевого использования льготных средств на модернизацию основных Фондов.
Совершенствование амортизационной политики в области изменения бухгалтерских и налоговых подходов к учету амортизации помимо вышеуказанных предложений, указанных в законопроекте, должно осуществляться также по следующим ключевым направлениям:
1. С целью недопущения вывода прибыли из-под налогообложения и расходования её на текущие нужды Предприятия, необходимым условием при предоставлении предприятиям права использования механизма свободного начисления амортизации станет передача (возврат) государству функции учета и контроля за целевым использованием амортизационного фонда.
Необходимость регулирования амортизационных отчислений возникает в связи с изменением финансового положения и корректировкой стратегии предприятий. Стратегию роста целесообразно реализовать за счёт большего отчисления амортизационных отчислений. В этом случае предприятие получает больший собственный инвестиционный источник, нежели прямое реинвестирование прибыли посредством освобождения от налогообложения части выручки, направленной на амортизационные отчисления.
Постоянно выбывающие доходы государственного бюджета будут компенсированы дополнительным притоком налоговых поступлений от промышленности в виде НДС, НДФЛ, налога на прибыль и ЕСН. Расходы на обеспечение мер, связанных со стимулированием использования амортизационных отчислений, как источника инвестиций в основной капитал, могут быть возвращены в бюджет государства в виде НДС, когда предприятия начинают инвестировать в закупку оборудования. Доходы от НДС, в свою очередь, могут быть направлены на потребление для незащищенных слоев населения, что позволит повысить социальную устойчивость бюджетной системы в целом. Таким образом, будет происходить преумножающийся мультипликативный эффект, имеющий место при расширенном воспроизводстве оборудования.
2. Создание амортизационного фонда с хранением в нем реальных денежных средств на полное восстановление основных средств.
К сожалению, если на текущий момент правила бухгалтерского учета позволяют инвесторам фиксировать и контролировать процессы создания и использования почти всех источников финансирования капитальных вложений (чистой прибыли, целевых и заемных средств, средств населения), то с 1997 года учет и контроль за формированием и расходованием (целевым использованием) амортизационных отчислений в стране практически не велся, так как финансирование реальных инвестиций за счет амортизационных отчислений определяется расчетным путем в специальной ведомости при ведении управленческого учета, а не системой бухгалтерского финансового учета.
В бухгалтерском финансовом учете сумма начисленной амортизации по каждому объекту основных средств отражается по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств". Этот счет предназначен для ежемесячной аккумуляции амортизационных отчислений и определения остаточной стоимости объектов основных средств (как дополнительный к счету 01 "Основные средства"), а не в целях учета. Формирования и использования собственного источника финансирования реальных инвестиции (капитальных вложений). Затем ежемесячно начисленные амортизационные отчисления списываются на производственные счета и включаются в себестоимость изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Для того, чтобы амортизационные отчисления действительно шли на обновление основных Фондов необходимы следующие точечные изменения в положениях бухгалтерского учета.
1) Необходимо дополнить ПБУ счетом 85 "Амортизационный капитал" с формированием трех субсчетов:
субсчет 1 - "Амортизационный фонд";
субсчёт 2 - "Амортизационный капитал";
субсчёт 3 - "Инвестированный амортизационный капитал".
2) В условиях высоких темпов инфляции (сверх ежегодного уровня в 1%) не следует аккумулировать амортизационные отчисления в течение всего срока полезного использования (СПИ) каждого объекта основных средств (ОС) и закрывать счет 02 только после выбытия объекта основных средств. Рекомендуется списывать ежемесячно начисляемую амортизацию в амортизационный фонд: Д 02 К 85.1 Порядок включения амортизационных отчислений в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) останется прежним, согласно ст. 253, 256 - 259 Налогового кодекса Российской Федерации.
3) Средства амортизационного Фонда необходимо направлять на специальный депозитный счет, открываемый в коммерческом банке под определенный процент. Желательно, чтобы величина годового процента примерно была равна 80% от размера предполагаемой годовой инфляции. Таким образом, предприятия смогут сохранить инвестиционный потенциал амортизационного фонда, компенсировать потери от инфляции почти на 80%.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что основными предложениями в области амортизационной политики по стимулированию инвестиционной активности, указанными в законопроекте и Пояснительной записке к нему является планомерное и системное введение вектора налоговой политики, направленного на повышение роли амортизации, как базового источника инвестиций из собственных средств организаций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях совершенствования учета амортизационных отчислений, направляемых на модернизацию основных фондов организаций"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях совершенствования учета амортизационных отчислений, направляемых на модернизацию основных фондов организаций" не потребует выделения дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
По расчетам экспертов внедрение мероприятий по повышения уровня вложения инвестиций в основные фонды приведет к сокращению налоговых поступлений по налогу на прибыль в части роста амортизационных отчислений, направленных на модернизацию и обновление основных фондов, которые могут составить примерно 160 млрд. руб. ежегодно в течение трех лет.
Как правило, все страны в этих случаях для восполнения налоговых поступлений используют "печатный станок". С учетом того, что Российская Федерация в настоящий период может проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, такой вариант направления государственных дополнительных денег в экономику не ведет к инфляции, потому что они в этом случае расходуются не на увеличение доходов населения, а только на восполнение сокращения уже сложившегося их уровня. Кроме того, при ставке налога на прибыль в размере 20% каждый недополученный рубль по этому налогу увеличит инвестиции в основные фонды на 5 руб. и не приведет к росту инфляции.
Вбрасывая, таким образом, относительно небольших денежных средств в экономику и вводя учет и контроль за целевым расходованием амортизационных отчислений, государство добивается одновременно сокращения налоговой нагрузки на бизнес, ускорения процесса обновления основных фондов, увеличения инвестиционной активности, наращивание объема собираемых налогов, повышение темпов роста ВВП и, тем самым, образно выражаясь, заряжает "аккумулятор экономики", который позволяет ей набрать скорость и развиваться дальше без сбоев и с ускорением.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях совершенствования учета амортизационных отчислений, направляемых на модернизацию основных фондов организаций"
При принятии Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях совершенствования учета амортизационных отчислений, направляемых на модернизацию основных фондов организаций" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение и принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях совершенствования учета амортизационных отчислений, направляемых на модернизацию основных фондов организаций"
При принятии Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях совершенствования учета амортизационных отчислений, направляемых на модернизацию основных фондов организаций" потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение и принятия следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1) "О переоценке основных фондов за период с 1996 года по 2022 год и о порядке проведения дальнейшей переоценки основных фондов в целях формирования инвестиционных ресурсов для активного обновления основных фондов";
2) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (с изменениями) "О Министерстве финансов Российской Федерации" в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации полномочий по внесению изменений в Правила бухгалтерского учета основных средств организаций;
3) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации"" в части возложения на Министерство экономического развития Российской Федерации полномочий по учету показателей фактически использованных амортизационных отчислений на инвестирование в основные фонды (модернизацию и другие работы по обновлению основных фондов);
4) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики (Росстат)"" в части возложения на Федеральную службу государственной статистики задачи по разработке и включению в статистическую отчетность показателей объема амортизационных отчислений, фактически направленных на модернизацию основных фондов";
5) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" в части возложения на Федеральную налоговую службу следующих задач по обеспечению контроля:
- за фактическим использованием налогоплательщиками амортизационных отчислений для инвестиций (модернизации) в основные фонды;
- за осуществлением переоценки стоимости основных фондов за период с 1996 по 2020 годы, а также регулярной переоценки стоимости основных фондов при начислении амортизационных премий и их фактическим использованием для инвестиций в основные фонды в целях их модернизации и обновления;
6) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 (с изменениями на 28 апреля 2018 года) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
7) "Об установлении предельного уровня амортизационных отчислений для каждой амортизационной группы оборудования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.