Заключение Счетной палаты РФ от 14 апреля 2023 г. N ЗСП-43/13-04
на проект федерального закона N 326734-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 326734-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект подготовлен в целях установления особого налогового режима в отношении участников свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - свободная экономическая зона).
Законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и предусмотреть для участников свободной экономической зоны льготы по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, на 10 лет, установив налоговую ставку в размере 0 процентов в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, а по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в течение периода действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться пониженные ставки в размере от 0 процентов до 13,5 процента.
Также предлагается освободить участников свободной экономической зоны от уплаты налога на имущество организаций на срок 10 лет с момента принятия на учет участником свободной экономической зоны такого имущества и освободить их от уплаты земельного налога в отношении трех земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны, на срок три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Кроме того, предлагается установить пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 процента сроком до окончания срока существования свободной экономической зоны при соблюдении определенных условий.
При этом предлагается установить стабильность налоговых условий для участников свободной экономической зоны.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Предлагаемые льготы и условия их предоставления в целом аналогичны льготам, установленным для участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Вместе с тем последствия расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, влекущие обязанность по уплате указанных налогов и страховых взносов, предусмотрены лишь в случае расторжения договора в одностороннем порядке, тогда как согласно статье 14 проекта федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" такой договор может быть расторгнут также по решению суда и по соглашению сторон.
В этой связи полагаем необходимым дополнить законопроект положениями об обязанности участников свободной экономической зоны по уплате соответствующих налогов и страховых взносов также в случае расторжения договора по решению суда.
Кроме того, при расторжении договора для участников свободной экономической зоны законопроектом исключается обязанность по уплате пени по налогу на прибыль организаций (пункт 1.7-1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта).
Обоснование такого исключения в материалах к законопроекту не отражено. Начисление пени в случае расторжения договора по решению суда, а также в одностороннем порядке управляющей компанией, которое может быть осуществлено только при наличии вины участника свободной экономической зоны, полагаем обоснованным, поскольку неуплата налога в таком случае произошла по вине участника.
Также следует отметить, что участники свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в случае расторжения договора уплачивают налоги, в том числе налог на прибыль организаций, с начислением пени.
На основании изложенного законопроект требует доработки.
Аудитор |
Н.А. Трунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.