Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 343127-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) направлен на расширение доступности внесудебной процедуры банкротства граждан.
Законопроектом предлагается повысить до 1 млн. рублей максимальный размер задолженности для инициирования гражданином процедуры внесудебного банкротства, одновременно также снизив ее минимальный размер до 25 тыс. рублей.
Право воспользоваться процедурой внесудебного банкротства появится также у граждан, в отношении которых не менее одного года назад до даты обращения с заявлением о признании банкротом во внесудебном порядке выдан исполнительный документ, и он направлялся (предъявлялся) для исполнения. При этом единственным доходом таких граждан является пенсия и у них отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, либо они являются получателями ежемесячной выплаты на детей или пособия беременным женщинам.
Право воспользоваться процедурой внесудебного банкротства получат также граждане, в отношении которых не менее семи лет назад до даты обращения с заявлением о признании банкротом во внесудебном порядке исполнительный документ направлялся (предъявлялся) для исполнения.
Выполнение условия о том, что основным единственным доходом гражданина является выплата социального характера, а также условия об отсутствии у гражданина имущества, на которое может быть обращено взыскание, декларируется гражданином и не требует дополнительного документального подтверждения.
Исчисление длительности исполнения в отношении гражданина исполнительных документов осуществляется с даты их выдачи и на первом этапе подтверждается справками в бумажном виде, выдаваемыми ФССП России, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, кредитными организациями или работодателями.
На втором этапе с 1 июля 2024 г. законопроектом предусмотрен переход к получению от ФССП России и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации требующих подтверждения сведений через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), в том числе с целью обеспечения возможности автоматизированной публикации на платформе Единого федерального реестра сведений о банкротстве сообщения о возбуждении в отношении гражданина процедуры внесудебного банкротства.
Законопроект предусматривает сокращение срока, по истечении которого гражданин вправе повторно инициировать внесудебное банкротство, с десяти до пяти лет.
Законопроектом также уточняется основание для окончания исполнительного производства, влияющее на право гражданина воспользоваться внесудебной процедурой банкротства.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Особый порядок применения отдельных положений законопроекта обусловлен спецификой регулируемых правоотношений, обеспечивая дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов граждан.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов и федеральные законы на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, принятия или внесения изменений в иные федеральные законы.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, а также признания утратившими силу, приостановления нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона потребует:
1) издания приказа Минэкономразвития России об утверждении формы справки, предоставление которой для целей внесудебного банкротства предусмотрено абзацем вторым пункта 3 статьи 223.2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона, а также формы заявления о выдаче такой справки.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России, соисполнители - ФССП России, Банк России.
Срок подготовки - в течение 30 дней со дня принятия Федерального закона.
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: утверждение формы справки, подтверждающей соответствие гражданина одному из оснований для применения процедуры внесудебного банкротства, а также формы заявления о выдаче такой справки;
2) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, публично-правовыми компаниями".
Головной исполнитель - Минэкономразвития России, соисполнители - ФССП России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 30 дней со дня принятия Федерального закона.
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: уточнение перечня государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, посредством дополнения указанием на услугу по выдаче справок, подтверждающих соответствие основаниям для применения процедуры внесудебного банкротства;
3) внесение изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве".
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение 30 дней со дня принятия Федерального закона.
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: обеспечение возможности включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений, подтверждающих соблюдение гражданином условий, предусмотренных подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона.
4) внесение изменений в приказ Минэкономразвития России от 4 августа 2020 г. N 497 "Об утверждении формы, порядка заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке".
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение 30 дней со дня принятия Федерального закона.
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: необходимость приведения формы заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.