Законопроект предполагает возврат в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" нормы, согласно которой действие решения (заключения) призывной комиссии, оспариваемого в судебном порядке, приостанавливается до вступления в силу решения суда.
Норма о приостановлении исполнения решения (заключения) призывной комиссии ранее содержалась в части 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", однако была исключена в связи с принятием законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе")" (проект N 361804-7).
Исключение данной нормы из Федерального закона от 28 марта 1998 года N 5Э-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" лишило граждан, призванных на военную службу, существующих ранее правовых гарантий, а также породило правовую неопределенность.
Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Особая конституционная значимость военной службы требует наделения лиц, подлежащих призыву на военную службу, повышенными правовыми гарантиями. В связи с этим на протяжении более двадцати лет законодательство о воинской обязанности содержало механизм приостановления решения призывной комиссии на время судебного разбирательства. Цель данного механизма - гарантировать законность, обеспечить фундаментальное право на судебную защиту, укрепить доверие граждан к вооруженным силам.
Как указал! Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 20 февраля 2006 года по делу N 1-П: "Право на судебную защиту, буду1!и основным неотчуждаемым правом, одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод и в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции РФ не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах". При этом ограничения и запреты, связанные с незаконным призывом на военную службу, могут существенно затруднить доступ к правосудию.
В настоящий момент введение механизма обязательного приостановления решения призывной комиссии до вступления в силу решения суда является необходимым условием для обеспечения прав и законных интересов граждан.
Анализ практики правоприменения показал, что чаще всего причиной судебного обжалования призыва на срочную службу является ошибка при определении категории годности к военной службе. В результате неверной постановки диагнозов в ходе освидетельствования военно-врачебной комиссией в состав вооруженных сил попадают лица, которые в силу своих физических и психических качеств не могут нести воинскую службу, а зачастую и сами создают угрозу для других военнослужащих.
Обязательное приостановление решения о призыве в таком случае позволяет исключить возникновение опасности для жизни и здоровья военнослужащих, избежать ситуаций, когда в условиях военной подготовки военнослужащий становится обузой для сослуживцев.
Кроме того, из системного толкования действующего законодательства следует, что отмена механизма приостановления решения призывной комиссии не закладывалась в качестве цели произошедших законодательных изменений. Данное обстоятельство подтверждается тем, что исключение указанной нормы повлекло возникновения неравенства в праве на судебную защиту при обжаловании решений разных призывных комиссий.
Так, в настоящее время сохраняет действие редакция статьи 15 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", согласно которой "решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда".
Наличие данной диспропорции вступает в противоречие с конституционным принципом равенства, поскольку отсутствуют какие-либо политико-правовые причины для подобной дифференциации.
Кроме того, законодатель не отменил действие положения части 4 статьи 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-Ф3 (ред. от 24.09.2022) "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суде до вступления в законную силу решения суда. Данная норма регулирует аналогичные правоотношения в той же самой ситуации, но при этом, предоставляет гражданам иной объем правовых гарантий, что не соответствует законотворческой логике.
Таким образом, принятие нормы о приостановлении действия решения призывной комиссии в случае судебного обжалования до вступления в силу решения суда восполнит пробел в законодательстве, снизив вероятность зачисления в личный состав лиц, негодных к воинской службе, улучшит правовое положение лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Законопроект не противоречит актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе.
Принятие законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства, а его реализация не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" не потребует отмены или внесения изменений в иные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.