Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 348244-8 "О развитии технологических компаний в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О развитии технологических компаний в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение абзаца 6 пункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 18 июля 2022 г. (пункт 4 поручения Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2022 г. N ММ-П6-15734).
Целью проекта федерального закона является определение правовых основ деятельности технологических компаний в Российской Федерации для формирования единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности малых технологических компаний. В целях повышения уровня технологического развития страны предлагается определить основные понятия и принципы в сфере государственной поддержки инновационной деятельности малых технологических компаний в Российской Федерации, в том числе определив понятия "инновационная технология (инновационные технологии)", "технологическая компания", "малая технологическая компания", а также критерии для признания организации малой технологической компанией в целях предоставления им мер государственной поддержки.
Отнесение организации к малой технологической компании (получившей статус малой технологической компании) будет осуществляться на основании результатов экспертизы (экспертного заключения) путем включения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведений в реестр малых технологических компаний (далее - реестр). Включение малой технологической компании в реестр будет являться инструментом для получения мер государственной поддержки. Реестр также станет "витриной" для потенциальных частных инвесторов.
Предлагается установить следующие критерии отнесения организаций к малым технологическим компаниям:
непревышение предельного значения объема выручки организации (выручки от реализации товаров (оказания услуг, выполнения работ) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручки от реализации имущественных прав) за предшествующий календарный год;
соответствие основного вида экономической деятельности организации одному из основных видов экономической деятельности, включенному в перечень, который определен Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
соответствие уровня научно-технического потенциала организации уровню, определенному Правительством Российской Федерации;
наличие возможности для применения (внедрения) инновационных технологий при разработке и (или) производстве продукции (оказании услуг, выполнении работ).
Порядок отнесения организаций к малым технологическим компаниям, включающий в том числе значения критериев отнесения организаций к малым технологическим компаниям, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации также будут устанавливаться категории малых технологических компаний.
Предполагается, что в зависимости от объема выручки малых технологических компаний Правительством Российской Федерации могут быть выделены три группы:
от 0 до 300 млн. рублей;
от 300 млн. рублей до 2 млрд. рублей;
от 2 до 4 млрд. рублей.
В зависимости от градации предельные значения критериев отнесения организаций к малым технологическим компаниям будут различаться, предполагается усиление требований. Организации, получившие государственную поддержку инновационной деятельности, в случае соответствия по предельному объему выручки и основному виду экономической деятельности будут отнесены к малым технологическим компаниям (получат статус малой технологической компании) в упрощенном порядке.
Экспертиза малых технологических компаний будет осуществляться центрами экспертизы малых технологических компаний - федеральными институтами инновационного развития и некоммерческими организациями, являющимися субъектами научной и (или) научно-технической деятельности либо субъектами поддержки инновационной и (или) технологической деятельности. Перечень центров экспертизы малых технологических компаний будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проектом федерального закона не устанавливаются соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация проекта федерального закона не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Проектом федерального закона предусматривается особый порядок его вступления в силу - по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, что связано с необходимостью проведения технических работ по созданию реестра.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона Российской Федерации "О развитии технологических компаний в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О развитии технологических компаний в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с ведением реестра малых технологических компаний (далее - реестр), предусмотренного проектом федеральным закона, будет осуществляться в пределах установленной численности работников федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере предпринимательской деятельности, и бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2023 год Минэкономразвития России на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках КБК 139 0412 23 2 D6 73100 246 19.
В рамках указанного направления расходов Минэкономразвития России обеспечена техническая возможность ведения и администрирования реестра с помощью государственной информационной системы "Экономика" без привлечения дополнительных ресурсов.
Поддержка малых технологических компаний будет осуществляться в рамках действующих механизмов государственной поддержки.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О развитии технологических компаний в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О развитии технологических компаний в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О развитии технологических компаний в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О развитии технологических компаний в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона потребует принятия:
1) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка отнесения организаций к малым технологическим компаниям и прекращения статуса малой технологической компании".
Основание - части 2 и 4 статьи 3 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка отнесения организации к малой технологической компании и прекращения статуса малой технологической компании.
2) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка осуществления экспертизы малой технологической компании".
Основание - часть 5 статьи 3 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка проведения экспертизы центрами экспертизы малых технологических компаний в целях получения организацией статуса малой технологической компании и значений критериев отнесения организаций к малым технологическим компаниям.
3) приказ Минэкономразвития России "Об утверждении формы соответствия организации условиям отнесения к малой технологической компании".
Основание - часть 8 статьи 3 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - разработка формы для заявления малой технологической компанией о соответствии условиям отнесения к малым технологическим компаниям, установленным проектом федерального закона, при обращении за оказанием государственной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона потребует внесения изменений в следующие правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации".
Основание - часть 6 статьи 4 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - наделение Минэкономразвития России полномочиями по формированию и ведению реестра малых технологических компаний.
2) постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 г. N 1826 "О Едином реестре конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности".
Основание - часть 7 статьи 3, части 3-5 статьи 4 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - установление порядка взаимодействия реестра малых технологических компаний и Единого реестра конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности, а также установление категории малых технологических компаний, информация о которых будет включаться в реестр малых технологических компаний.
3) распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 3999-р (об утверждении перечня институтов инновационного развития и иных организаций, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности, представляющих сведения в Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности).
Основание - часть 6 статьи 3 проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - в течение девяноста дней со дня принятия проекта федерального закона.
Суть предлагаемых изменений - внесение изменений в перечень институтов инновационного развития и иных организаций, осуществляющих государственную поддержку инновационной деятельности, представляющих сведения в реестр малых технологических компаний и Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности, установление перечня центров экспертизы малых технологических компаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.