Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 349315-8 "Об особенностях правового регулирования отдельных отношений в сфере развития сельского хозяйства в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отдельных отношений в сфере развития сельского хозяйства в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект) направлен на обеспечение правовой поддержки сельскохозяйственного производства в новых субъектах Российской Федерации.
Вопросы поддержки сельскохозяйственного производства новых субъектов Российской Федерации требуют особого внимания, учитывая значительную его долю в валовом региональном продукте этих регионов. По данным регионов в аграрном секторе задействовано не менее 200 тыс. человек, не менее 1,2 млн. человек проживает в сельской местности.
В настоящее время по предварительным данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на территориях новых субъектов засеяно 1,3 млн. га озимых культур. Площадь ярового сева планируется не менее 1,8 млн. га. Поголовье крупного рогатого скота в новых регионах составляет более 10:5 тыс. голов, в том числе 75 тыс. коров. Поголовье малого рогатого скота превышает 52 тыс. голов, сельскохозяйственной птицы - 7,2 млн. голов. При этом не менее половины объемов производства продукции животноводства приходится на личные подсобные хозяйства граждан и обеспечивает значимую часть доходов домовладений.
Согласно федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 8-ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на их территориях со дня принятия в Российскую Федерацию. Исключений в части сельского хозяйства федеральные конституционные законы не содержат.
Вместе с тем, учитывая специфику агропромышленного комплекса, не все требования законодательства в сфере сельского хозяйства в настоящее время могут быть соблюдены на новых территориях по объективным причинам.
Так, соблюдение требований законодательства к безопасности сельскохозяйственной продукции (в том числе, продукции животного происхождения, зерна, семеноводства), пестицидов и агрохимикатов, их регистрации и оборота с использованием государственных информационных систем, а также и их сопровождение необходимыми соответствующими документами на территориях новых субъектов в настоящий момент вызывают существенные трудности, в том числе из-за ограничений доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и соответственно доступа к таким информационным системам.
Кроме того, ввиду отсутствия отчетности за 2022 год, предусмотренной законодательством Российской Федерации, сельскохозяйственные товаропроизводители новых субъектов не смогут подтвердить долю дохода в размере 70% от реализации сельскохозяйственной продукции за календарный год, а значит, получить меры государственной поддержки.
Для решения обозначенных проблем разработан указанный законопроект, который определяет особенности регулирования отдельных правоотношений в сфере сельского хозяйства.
В частности, законопроект устанавливает особенности правового регулирования в сфере обращения зерна.
Учитывая объективные обстоятельства, на переходный период до 1 января 2026 года на указанных территориях порядок формирования объемов регионального фонда зерна; порядок учета обращения зерна и порядок оформления товаросопроводительного документа на партию зерна будут регулироваться нормативными актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, принимаемыми по согласованию с Министерством сельского хозяйства.
В связи с техническим сложностями в указанных субъектах Российской Федерации по внесению необходимых сведений в федеральные государственные информационные системы агропромышленного комплекса в переходный период актами указанных субъектов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере агропромышленного комплекса предлагается установить особые порядки оборота сельскохозяйственной продукции, учета и оформления сопроводительных документов на нее.
Аналогичное регулирование законопроектом также предлагается установить в отношении ветеринарии, семеноводства сельскохозяйственных растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Так, на переходный период ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов; осуществления идентификации и учета животных; осуществления убоя животных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области будут установлены нормативными правовыми актами указанных субъектов Российской Федерации, принимаемых по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В сфере регулирования безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, законопроектом до 1 марта 2024 года предусматривается установление возможности применения пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
При этом особенности контроля в сфере обеспечения безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами и порядок учета партий пестицидов и агрохимикатов при их обращении на переходный период будут определяться также нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере агропромышленного комплекса.
Законопроектом предусматривается, что в переходный период нормативными правовыми актами, принимаемыми указанными субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере агропромышленного комплекса, будут установлены особенности в регулировании учета, оборота и контроля в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
В области племенного животноводства законопроектом устанавливается переходный период в соответствии с которым актами новых субъектов, принимаемых по согласованию с Минсельхозом России, будет установлен порядок признания юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей в области племенного животноводства, племенными хозяйствами, а также перечень таких племенных хозяйств.
Законопроектом также предлагается на период до 1 января 2025 года предлагается не распространять на органы государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области требования статьи 20.1 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" в части учета мелиоративных защитных лесных насаждений на территориях указанных субъектов.
В целях поддержки, граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность на новых территориях, законопроектом предусмотрена возможность в переходный период устанавливать особенности признания их сельскохозяйственными товаропроизводителями, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, принимаемые по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере агропромышленного комплекса, в отсутствии возможности подтверждения доли дохода в размере 70% от реализации сельскохозяйственной продукции за календарный год.
В части установления особенностей регулирования пользования водными биологическими ресурсами и аквакультуры (рыбоводства), законопроектом предусмотрено, что до 1 января 2026 года особенности принятия (продления срока действия) решений о предоставлении в пользование водных объектов, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, могут устанавливаться нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аквакультуры (рыбоводства).
Также, на период до 1 января 2026 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, связанную с разведением и (или) содержанием, выращиванием водных организмов на территориях вновь присоединенных субъектов, в переходный период законопроектом предлагается предоставление в пользование рыбоводных участков поверхностных водных объектов или их частей без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Законопроект вступает в силу со дня его официального опубликования, что обусловлено его социально-экономической значимостью и необходимостью скорейшего регламентирования особенностей правового регулирования отношений в сфере развития сельского хозяйства, являющихся предметом законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об особенностях правового регулирования отдельных отношений в сфере развития сельского хозяйства в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Реализация федерального закона "Об особенностях правового регулирования отдельных отношений в сфере развития сельского хозяйства в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "Об особенностях правового регулирования отдельных отношений в сфере развития сельского хозяйства в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
Принятие проекта федерального закона "Об особенностях правового регулирования отдельных отношений в сфере развития сельского хозяйства в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.