Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 354660-8 "О внесении изменения в статью 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе для индивидуального жилищного строительства, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Кодекса.
При этом в силу пункта 8 статьи 39.14 Кодекса предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Кодекса, которая предусматривает проведение процедуры опубликования извещения о предоставлении земельного участка и проведение по нему аукциона.
В связи с этим данный порядок применяется и в случае обращения гражданина о предоставлении в соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса земельного участка в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства. Следует отметить, что последующее использование такого земельного участка гражданином не приводит к получению им доходов, в связи с чем конкурентная процедура предоставления такого земельного участка является излишней.
Как следует из сложившейся судебной практики, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданину без проведения аукциона при условии, что он является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, которые подали заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона. Отсутствие публичных процедур извещения ставит, по мнению суда, в преимущественное положение гражданина, претендующего на предоставление ему земельного участка в безвозмездное пользование, лишая таким образом других претендентов возможности реализовать свое право на заключение договора безвозмездного пользования на испрашиваемый земельный участок (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2021 N 88-17573/2021, 2-3217/2020; кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2022 N 88а-1540/2022, 88а-28163/2021).
Однако Департамент недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письмах от 18.03.2015 N Д23и-1019, от 15.05.2019 N Д23и-15761 высказывает противоположную позицию, согласно которой проведение аукционов предусмотрено Кодексом только в целях продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или заключения договора аренды такого земельного участка. Проведение торгов на право заключения договора безвозмездного пользования земельным участком Кодексом не предусмотрено. Таким образом, в настоящее время имеется правовая неопределенность в порядке применения обозначенных норм Кодекса.
Также отмечаем, что данная законодательная инициатива была направлена 10.02.2023 Думой Астраханской области в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации посредством регистрации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации" и размещения его и материалов к нему в подсистеме "Эксперт" автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности.
Решением Комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии (далее - Комиссия) законодательная инициатива Думы Астраханской области (N 8-326) была поддержана, данный проект федерального закона рекомендован к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Вместе с тем, как отмечено в заключении Комиссии, на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации", принятый в первом чтении 19.10.2018 и также предусматривающий внесение изменения в пункт 8 статьи 39.14 Кодекса (подпункт "в" пункта 26 статьи 1 указанного законопроекта).
Следует обратить внимание, что основная концепция проекта федерального закона N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" - совершенствование определения видов разрешенного использования земельных участков.
При этом в случае принятия настоящего проекта федерального закона в нормы проекта федерального закона N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации ", принятого в первом чтении, могут быть внесены поправки в целях исключения дублирования соответствующих положений.
Настоящий проект федерального закона направлен на совершенствование порядка предоставления гражданам в безвозмездное пользование земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.