Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный законопроект с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в части включения в сферу его регулирования отходов строительства и ремонта, уточняются определение понятия "твердые коммунальные отходы" (далее - ТКО), порядок перехода права собственности на отходы, вопросы содержания территориальной схемы обращения с отходами, создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО. При этом состав регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО дополняется деятельностью по транспортированию ТКО.
Предлагаемое законопроектом определение понятия "отходы строительства и ремонта" не позволяет однозначно идентифицировать такие отходы как "отходы производства и потребления".
Предусмотренная законопроектом новая статья 10.1 Закона N 89-ФЗ, устанавливающая требования к обращению с отходами строительства и ремонта, не содержит специальных требований к их обращению, а лишь предусматривает общие требования, которые уже применяются в отношении иных видов отходов производства и потребления.
Законопроектом предлагается отнести к понятию ТКО отходы, образующиеся на придомовых территориях в процессе содержания зеленых насаждений, что противоречит концептуальному подходу Закона N 89-ФЗ, согласно которому в качестве ТКО рассматриваются исключительно отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В предусмотренных законопроектом изменениях статьи 4 Закона N 89-ФЗ, касающейся приобретения и отчуждения права собственности на отходы, предлагается установить особенности порядка перехода права собственности только на ТКО. Учитывая, что данной статьей регулируются вопросы перехода права собственности на все виды отходов, следует установить общие положения и в отношении отходов производства. В пункте 4 данной статьи устанавливается, что в случае лишения юридического лица статуса регионального оператора право собственности на ТКО переходит к новому региональному оператору на срок действия соглашения, при этом не определяется право собственности на ТКО после прекращения действия указанного соглашения.
Законопроектом расширяются полномочия Российской Федерации в части возможности установления временных нормативов на период отсутствия нормативов накопления ТКО, которые в соответствии с Законом N 89-ФЗ утверждаются субъектом Российской Федерации. При этом порядок утверждения временных нормативов ТКО не предусмотрен.
Полномочие органов местного самоуправления по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО законопроектом заменяется полномочием по согласованию таких мест (площадок) и участию в их содержании. Однако формулировка "участие в содержании" не позволяет определить круг лиц, ответственных за содержание мест (площадок) накопления ТКО, а также степень участия органов местного самоуправления в их содержании.
Кроме того, транспортирование отходов предлагается включить в перечень регулируемых видов деятельности, в отношении которых устанавливаются тарифы. Однако в финансово-экономическом обосновании законопроекта отсутствуют расчеты того, насколько указанные предложения повлияют на размер тарифов но обращению с ТКО, устанавливаемых для граждан и юридических лиц.
Законопроектом также предлагается установить, что собственник ТКО, передавая их региональному оператору, оплачивает стоимость этих отходов по цене в пределах соответствующего тарифа на стоимость отходов вместо предусмотренной в настоящее время оплаты собственником услуг регионального оператора по транспортировке, обработке, обезвреживанию и захоронению отходов по цене, предусмотренной в договоре в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора. Данное положение законопроекта противоречит целям деятельности регионального оператора, который в соответствии с Законом N 89-ФЗ является лицом, оказывающим услуги по обращению с отходами на возмездной основе.
С учетом изложенного законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 27 февраля 2023 г. N 2065п-П11 "Заключение на проект федерального закона N 363942-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", вносимый в Государственную Думу Государственным Советом Республики Татарстан и депутатами Государственной Думы М.А. Нуриевым, А.З. Фарраховым"
Опубликование:
-