Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 326718-8 "О безопасности людей на водных объектах",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 326718-8 "О безопасности людей на водных объектах", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Согласно пояснительной записке к законопроекту, последний разработан в целях создания базового законодательного акта в области обеспечения безопасности людей на поверхностных водных объектах в Российской Федерации, за исключением болот, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров), ледников, снежников (далее - водные объекты).
Проектом федерального закона в числе прочего предполагается:
закрепление необходимых понятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 112 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в числе прочего, осуществление полномочий собственника водных объектов, резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, правил охраны жизни людей на водных объектах.
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), создание условий для массового отдыха жителей муниципальных образований и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования, относится к вопросам местного значения городских (сельских) поселений, муниципальных районов, городских (муниципальных) округов (пункты 15, 26, 31 части 1 статьи 14, пункты 24, 28 части 1 статьи 15, пункты 32, 36 части 1 статьи 16).
Таким образом, предлагаемые новеллы законопроекта, посвященные полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статьи 5 и 6) в рассматриваемой сфере не противоречат положениям Федеральных законов N 131-ФЗ и 414-ФЗ.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что часть 2 статьи 5 и часть 2 статьи 6 законопроекта в части определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, относят к их полномочиям участие в обеспечении безопасности людей на водных объектах, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, а также в федеральной и муниципальной собственности. При этом законопроектом не раскрывается содержание термина "участие", поэтому принятие рассматриваемого законопроекта не должно повлечь фактического возложения на указанные субъекты обеспечения безопасности на водных объектах в полном объеме. Комитет обращает внимание, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ", указано, что термины используемые в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должны раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, и что в любом случае этот термин (в рассматриваемом деле "организация") не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.
Кроме того, в части 3 статьи 17 законопроекта указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе утверждать формы, содержание и технические характеристики дополнительных знаков безопасности на водных объектах. Представляется, что данное обстоятельство может ухудшить безопасность на водных объектах, поскольку при пересечении границ субъектов Российской Федерации на маломерном судне по воде, гражданин может не знать о содержании знаков, принятых в другом субъекте Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.