Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 325724-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования законодательства о противодействии коррупции)
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 18 апреля 2023 г. N 49/5)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 12 апреля 2023 года (протокол N 96, пункт 37) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 325724-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Межотраслевой институт "утрата доверия" выступает основополагающим механизмом противодействия коррупции на различных уровнях управления и в значительной степени направлен на сокращение числа проявлений коррупции и предупреждение совершения коррупционных правонарушений.
В настоящее время положения об увольнении в связи с утратой доверия являются специальными и распространяются на лиц с особым правовым статусом с учетом положений части 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Кроме этого статья 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ регламентирует увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия различных категорий лиц: лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.
Законопроектом предусматривается установить временное ограничение права лица, к которому применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционные стандарты), назначаться на государственные (муниципальные) должности, поступать на государственную (муниципальную) службу, занимать должности руководителя государственного (муниципального) учреждения, замещать должности в Банке России, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации, замещать должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, а также замещать должности в государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными актами государственных корпораций (компаний), публично - правовых компаний, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов.
При этом законопроектом не установлено временное ограничение права уволенного за несоблюдение антикоррупционных стандартов занимать отдельные должности во всех организациях, учредителями которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование. Кроме этого не устанавливается временное ограничение права занимать должности в организациях, деятельность которых контролируется государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, это связано с тем фактом, что законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции в настоящее время не предполагает возложение обязанности соблюдать антикоррупционные стандарты на работников обозначенных организаций публичного сектора.
Комитет полагает, что в будущем следует рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений, которые также возлагали бы обязанности соблюдать антикоррупционные стандарты на работников таких организаций.
В отношении муниципального уровня законопроектом вносится изменение в Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ), предусматривающее дополнительное ограничение, связанное с муниципальной службой. Так, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае если он подвергся взысканию в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом N 25-ФЗ, Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, - в течение пяти лет со дня применения указанного взыскания.
Дублирующая норма вносится и в статью 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой лицо, подвергшееся указанному взысканию, не может быть назначено главой местной администрации по контракту.
Местное самоуправление является наиболее приближенным к населению уровнем публичной власти. При этом доверие населения к власти - одно из важнейших составляющих демократического государства, определяющее уверенность в результативности и предсказуемости публичной власти. Глава местной администрации, назначенный по контракту, в силу своего правового статуса является лицом публичным, что предполагает необходимость предъявления к нему не только специальных требований, касающихся его профессиональных качеств, но и наличия соответствующего морально-нравственного уровня.
В связи с этим данная норма является весьма актуальной и своевременной.
Комитет также отмечает важность того, что предусмотренное законопроектом ограничение права носит временный характер - пять лет со дня увольнения (освобождения от должности) по соответствующему основанию.
Рассматриваемым законопроектом предусмотрено внесение изменений в часть 3 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ). Указанную часть предлагается изложить в следующей редакции: "3. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случаях, предусмотренных пунктами 1-12 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, устанавливаются федеральными законами".
В части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ дан перечень ограничений, связанных с гражданской службой, состоящий из тринадцати пунктов. Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае приобретения им статуса иностранного агента. Таким образом, предложенные законопроектом изменения части 3 статьи 21 Федерального закона N 79-ФЗ не согласуются с указанными выше нормами. Представляется, что была допущена техническая ошибка, которая может быть исправлена при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного и с учетом замечания, Комитет считает возможным поддержать данный законопроект.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.