Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 370297-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В последние годы во всех регионах страны фиксируется взрывной рост преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ, ИТ-преступления). Серьезным катализатором такого роста стали последствия пандемии, когда в условиях массовой самоизоляции (карантина) резко увеличилась потребность граждан в удаленных ("цифровых") продуктах и услугах.
По данным государственной статистики из числа всех преступлений, зарегистрированных в 2022 г. в Российской Федерации (1 966 800), почти каждое четвертое (522 100) было совершено с использованием ИТТ. Количество таких преступлений возросло на 0,8% по сравнению с 2021 г.
В общем числе зарегистрированных преступлений удельный вес таких преступлений увеличился с 25,8% в 2021 г. до 26,5%.
По данным, представленным Советом безопасности Российской Федерации, за период 2015 - 2019 гг. число ИТ-преступлений увеличилось почти в 6 раз, в том числе мошенничеств - в 9 раз, краж - в 12 раз.
При этом следует учесть высокую латентность ИТ-преступлений, поскольку их значительная часть пресекается средствами технической защиты финансово-кредитных учреждений. Так, по данным ПАО "Сбербанк", до 97% сомнительных банковских транзакций блокируется соответствующими техническими системами, однако уголовных дел по данным фактам не возбуждается.
Особую тревогу вызывает сама структура ИТ-преступности. В 2022 г. больше половины таких преступлений (52,1%) относилась к категориям тяжких и особо тяжких (272,2 тыс.; -5,6%), почти три четверти (73,0%) совершено с использованием сети "Интернет" (381,1 тыс.; +8,4%), более трети (40,8%) - средств мобильной связи (213,0 тыс.; -2,1%). Почти 3/4 таких преступлений (71,1%) совершено путем кражи или мошенничества: 371,2 тыс. (-8,6%), почти каждое восьмое (11,9%) - с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств: 62,2 тыс. (+20,9%).
В подавляющем большинстве случаев речь идет о преступлениях имущественного характера, направленных на завладение средствами и имуществом граждан (в основном, с банковских счетов).
Нередко жертвами преступных посягательств (т.н. "социальной инженерии") становятся люди старшего возраста, что представляет особую общественную опасность.
Важно отметить, что практически каждое второе ИТ-преступление совершается путем использования средств мобильной связи. По данным ГИАЦ МВД России, в 2022 г. совершено 143 986 мошенничеств (ст. 159 УК РФ) с использованием средств мобильной связи. Всего за 7 лет число таких преступлений возросло более чем в 6 раз (2015 г. - 21 562) и имеет тенденцию к дальнейшему росту.
По оценке МВД России, значительная доля "телефонных мошенничеств" совершается лицами, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) и в следственных изоляторах. Несмотря на установленный запрет пользования средствами мобильной связи во всех учреждениях УИС, их нелегальный оборот продолжает возрастать.
По данным ФСИН России в учреждениях УИС в 2022 г. изъято в общей сложности 24 674 единицы средств мобильной связи.( В 2021 г. - 48 255 ед., 2020 г. - 66 355 ед., в 2019 г. - 55 610 ед.)
За передачу (попытку передачи) подозреваемым, обвиняемым и осужденным средств мобильной связи в 2022 г. задержано 1406 граждан (с учетом ограничений, введенных из-за пандемии). (В 2021 г. - 1616, 2020 г. - 3 349, 2019 г. - 5 212, 2018 г. - 5 649.)
Следует, однако, учитывать, что официальная статистика не отражает реального оборота средств мобильной связи в учреждениях УИС, поскольку это явление имеет высокую коррупционную составляющую и пронос (пользование) ими нередко обеспечивается недобросовестными сотрудниками ФСИН России. Так, в 2022 г. за передачу (попытку передачи) подозреваемым, обвиняемым и осужденным было задержано 75 сотрудников учреждений УИС, с учётом ограничений, введённых из-за пандемии (2021 г. - 99, 2020 г. - 227, 2019 г. - 219, 2018 г. - 182).
Нелегальный оборот средств сотовой связи в исправительных учреждениях и следственных изоляторах представляет исключительную общественную опасность и впрямую влияет на состояние преступности.
Помимо совершения мошенничеств, преступники используют средства мобильной связи для организации других преступлений: координации действий своих сообщников, находящихся на свободе, оказания давления на участников уголовного судопроизводства и т.д. Через лицевые счета абонентских номеров сим-карт, находящихся в пользовании "спецконтингента", происходит обращение безналичных денежных средств, за счет которых осуществляется пополнение т.н. "общака", обеспечивая финансовую поддержку лидеров уголовно-преступной среды.
Высокая востребованность средств связи в учреждениях УИС вынуждает криминальную среду применять разнообразные способы их нелегальной доставки. Наряду с содействием коррумпированных сотрудников ФСИН, средства связи передаются родственниками и другими лицами во время свиданий, посредством отправления передач и посылок, а также путем переброски с сопредельных территорий. Широкое распространение получило применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В 2022 г. ФСИН России было пресечено 70 попыток использования БПЛА для доставки в исправительные учреждения и следственные изоляторы запрещенных к обороту предметов (преимущественно - средств связи и коммуникаций). В 2021 г. - 96, 2020 г. - 76, 2019 г. - 55. Количество изъятых с БПЛА средств мобильной связи либо комплектующих к ним в 2022 г. составило 408 ед.
В то же время установленные действующим законодательством санкции за передачу запрещенных предметов в учреждения УИС не соответствуют высокой общественной опасности данного деяния и не являются существенным сдерживающим фактором.
Статьей 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей) установлена максимальная ответственность в виде административного штрафа в размере 5 тыс. руб. При этом повторность совершения административного деяния не влечет за собой какой-либо дополнительной ответственности. Имеются многочисленные примеры, когда одни и те же лица задерживаются неоднократно (2 и более раз), но продолжают свою противоправную деятельность.
Указанная санкция является явно недостаточной и не соответствует общественной опасности данного деяния с учетом взрывного роста ИТ-преступлений. Несмотря на увеличение в 2016 г. размера административного штрафа (с 3 тыс. до 5 тыс. руб.), количество лиц, задержанных за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов осужденным, подозреваемым и обвиняемым, продолжает оставаться стабильно высоким.
В 2022 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено 3318 дел по статье 19.12 КОАП (2021 г. - 3517, 2020 г. - 4989, 2019 г. - 5943) и подвергнуто административному наказанию 2326 лиц (2021 г. - 2424, 2020 г. - 3786, 2019 г. - 4467).
В этой связи законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за неоднократную передачу лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, средств мобильной связи и коммуникации либо комплектующих к ним, обеспечивающих их работу. Согласно диспозиции проектируемой статьи, к уголовной ответственности могут привлекаться исключительно лица, ранее в течение года подвергнутые административному наказанию по статье 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за передачу либо попытку передачи аналогичных предметов.
Корреспондирующие изменения вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
При подготовке законопроекта учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой уголовный закон, будучи в силу своей правовой природы крайним средством, с чьей помощью государство реагирует на факты правонарушающего поведения, распространяет свое действие лишь на те сферы общественных отношений, регулирование которых с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности оказывается недостаточным (Определение от 10 июля 2003 г. N 270-О, постановления от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 17 июня 2014 г. N 18-П, от 16 июля 2015 г. N 22-П и др.).
Предлагаемые изменения не являются механическим усилением ответственности за счет отнесения административных правонарушений к преступлениям. Законопроект входит в подготовленный депутатами Государственной Думы пакет законодательных инициатив, направленных на противодействие преступлениям, совершаемым осужденными и лицами, содержащимися под стражей, с использованием мобильных средств связи и интернет-коммуникаций.
Одновременно с настоящим законопроектом вносится проект федерального закона, закрепляющий как отдельный вид административного правонарушения, передачу либо попытку передачи лицам, содержащимся в учреждениях УИС, ИВС временного и иных местах содержания под стражей, средств мобильной связи и коммуникации либо комплектующих к ним (путем дополнения ст. 19.12 КОАП РФ новой частью 2). Санкцию за указанное деяние предлагается установить в виде штрафа в размере до 50 тыс. руб., что в 10 раз превышает существующую санкцию по ст. 19.12 КоАП РФ.
Принятие пакета законопроектов станет еще одним существенным звеном в комплексе законодательных и оперативно-профилактических мер, направленных на противодействие преступности в сфере ИТ-технологий, позволит значительно снизить нелегальный оборот средств связи и коммуникаций в учреждениях УИС и, как следствие, приведет к снижению числа преступлений, совершаемых с их помощью.
Реализация положений законопроекта не приведет к дополнительной нагрузке на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также судей и не потребует увеличения их штатной численности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.