Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 343052-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении акцизами синтетического каучука)
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 24 мая 2023 г. N 3.25-5/75)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет), рассмотрев проект федерального закона N 343052-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении акцизами синтетического каучука) (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях реализации поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2020 года по разработке стимулирующих мер для производства синтетических каучуков, позволяющих применять демпфирующий механизм при их реализации.
Законопроект предоставляет право производителям синтетического каучука заключать соглашение с Минэнерго России сроком до 10 лет для использования особого порядка налогообложения. Так, предусматривается возможность применения "обратного" акциза для возмещения части затрат на производство изопренового и бутадиенового каучука. Параметры акциза будут рассчитываться по отдельным формулам и зависеть от биржевых цен на натуральный каучук на сингапурском рынке и на бутан и бутадиен на роттердамском рынке. При неблагоприятных биржевых ценах для производителей им из федерального бюджета будет возмещен акциз с предельной величиной на уровне 9 150 рублей, а при высоких биржевых ценах предполагается выплата акциза производителями в размере, не превышающем сумму полученного обратного акциза с индексацией с коэффициентом 1,0033.
Законопроектом также предусматривается применение "обратного" акциза на переработку этана и сжиженного углеводородного газа, предполагающего повышающий коэффициент 2, что приведет к увеличению уровня модернизации оборудования.
В свою очередь, Комитет отмечает, что в текущих условиях развитие нефтегазохимической промышленности имеет стратегическое значение для Российской Федерации, которая является одним из крупнейших производителей синтетического каучука в мире. Особенностью производства изопренового и бутадиенового каучука в Российской Федерации является применение процесса дегидрирования бутана или бутадиена с использованием сжиженного углеводородного газа, что является затратным для производителей. Так, по данным Росстата, производство синтетических каучуков в Российской Федерации в 2022 году снизилось на 12% по сравнению с 2021 годом. В частности, в декабре 2022 года синтетических каучуков произведено на 29,2% меньше, чем в декабре 2021 года. Данное снижение ставит под угрозу различные отрасли промышленности: автомобильную, авиационную, медицинскую, строительную и другие, включая производство продукции военного назначения.
При этом, в связи с санкциями со стороны Евросоюза на поставки синтетического каучука, Российской Федерации следует наращивать экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь благодаря высокому спросу со стороны Индии и Китая.
Так, предлагаемые меры поддержки направлены на стимулирование нефтехимической отрасли для повышения надежности и качества жизнеобеспечивающей инфраструктуры, ресурсной эффективности российской экономики, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает проект федерального закона N 343052-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.