Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 160152-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается создание правового механизма совместного использования радиочастотного спектра и средств связи операторами подвижной радиотелефонной связи (далее - операторы связи) в целях организации возможности пользования подвижной радиотелефонной связью на территориях населенных пунктов, где по разным причинам есть только один оператор связи (за исключением операторов связи, использующих виртуальные сети).
Согласно проектируемым положениям законопроекта, оператор подвижной радиотелефонной связи, являющийся единственным оператором подвижной радиотелефонной связи, оказывающим с использованием выделенного ему радиочастотного спектра услуги подвижной радиотелефонной связи на территории не менее чем две трети населенного пункта, включенного в перечень, который будет администрировать Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, (далее - оператор - донор) обязан предоставлять в совместное использование выделенный ему радиочастотный спектр и свои средства связи другому оператору подвижной радиотелефонной связи, имеющему соответствующую лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи на определенной территории, включающей территорию данного населенного пункта, для оказания услуг связи на основании заключенного договора о совместном использовании радиочастотного спектра и средств связи между указанными операторами подвижной радиотелефонной связи.
Комитет, поддерживая концепцию рассматриваемого проекта федерального закона, обращает внимание, что отдельные его положения нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвостилистической корректировке.
Так, положениями законопроекта предусматривается дополнение статьи 24 Федерального закона "О связи" положением о совместном использовании радиочастотного спектра и средств связи операторами подвижной радиотелефонной связи, при этом в указанной статье уже содержатся положения, регулирующие совместное использование радиочастотного спектра. В этой связи, полагаем рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений, дублирующих действующий правовой механизм совместного использования радиочастотного спектра.
Также, в законопроекте отсутствуют положения, регламентирующие случаи при которых заключение договора о совместном использовании радиочастотного спектра и средств связи между операторами подвижной радиотелефонной связи невозможно по объективным причинам, например, отсутствие технической возможности, в силу ограничений оборудования.
Законопроектом обязанности по предоставлению в совместное использование радиочастотного спектра и оборудования связи возлагается на оператора-донора, который является единственным оператором подвижной радиотелефонной связи, оказывающим услуги подвижной телефонной связи на территории не менее чем 2/3 населенного пункта, при этом в законопроекте отсутствуют четкие критерии оценки площади покрытия, на которой оказываются услуги, и критерии определения единственности оператора. Отсутствие в законопроекте четких критериев отбора оператора - донора и соответствующих населенных пунктов привести к злоупотреблениям в данном процессе.
Исходя из комплексного анализа проектируемых положений невозможно сделать однозначный вывод о том, возникает ли у иных операторов связи встречное обязательство в отношении оператора - донора о передаче в совместное использование принадлежащих иным операторам связи радиочастотного спектра и средств связи.
В соответствии с проектируемым абзацем первым пункта 11.1 статьи 46 Федерального закона "О связи", механизм совместного использования радиочастотного спектра и средств связи предлагается применять в населенных пунктах, включенных в перечень, предусмотренный абзацем одиннадцатым настоящего пункта, при этом проектируемые положения абзаца одиннадцатого настоящего пункта не содержат наименования указанного перечня.
Кроме того, согласно проектируемому абзацу второму пункта 11.1 статьи 46 Федерального закона "О связи", операторы подвижной радиотелефонной связи, имеющие намерение заключить договор о совместном использовании радиочастотного спектра и средств связи с оператором - донором, обязаны в течение десяти рабочих дней со дня включения населенного пункта в перечень, предусмотренный абзацем одиннадцатым указанного пункта, обратиться к оператору - донору. Однако, законопроект не содержит положений регламентирующих порядок доведения до операторов связи информации о включении конкретного населенного пункта в соответствующий перечень и о начале течения десяти дневного срока для обращения к оператору - донору.
Согласно статье 2 проекта оператор-донор и другие операторы обязаны заключить договор о совместном использовании радиочастотного спектра и средств связи в срок не позднее 90 дней со дня вступления в силу предлагаемого федерального закона. Данное положение следует соотнести с положением абзаца второго проектируемого пункта 11.1 статьи 46 Федерального закона "О связи", которое предусматривает необходимость заключения такого договора до истечения 90 дней со дня обращения за его заключением, при этом такое обращение осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня включения населенного пункта в перечень.
Высказанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 160152-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.