Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 375105-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" (далее - законопроект) предлагаются следующие изменения.
1. Законопроектом предусматриваются изменения в статью 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) с целью объединения субсидий юридическим лицам различной организационно-правовой формы (бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, коммерческим организациям) в рамках одной группы видов расходов по различным подгруппам видов расходов.
Целью данного объединения является необходимость упрощения процедуры перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставляемых на конкурсной основе.
Объем бюджетных ассигнований для предоставления субсидий юридическим лицам в настоящее время утверждается в законе (решении) о бюджете по различным группам видов расходов (600 - для бюджетных, автономных учреждений, некоммерческих организаций; 800 - для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг).
Определить получателя субсидии на этапе планирования бюджетных ассигнований не представляется возможным, поэтому ассигнования планируются в рамках какой-то одной группы видов расходов. После проведения соответствующих конкурсов получателем субсидии может стать юридическое лицо, предоставление субсидии которому необходимо отражать по иной группе видов расходов, в этой связи требуется внесение изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств.
Объединение видов расходов, по которым отражаются бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, в рамках одной группы видов расходов позволит не вносить изменения в сводную бюджетную роспись, что сократит сроки доведения субсидий до юридических лиц - победителей конкурса.
2. В связи с поступающими обращениями финансовых органов субъектов Российской Федерации об отсутствии у них информации о произведенных возвратах из региональных и местных бюджетов сумм налогов в разрезе юридических лиц, что приводит к отсутствию полной информации у финансовых органов об исполнении доходной части бюджетов, разбалансировке бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и негативно отражается на качестве анализа налоговых поступлений и планировании кассовых поступлений и выплат, законопроектом предлагается абзац пятый пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса привести к единообразию с положениями подпункта 15 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предлагаемая законопроектом редакция абзаца пятого пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса предусматривает предоставление налоговыми органами финансовым органам по их запросам сведений в разрезе юридических лиц о принадлежности в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа как при зачете денежных средств в счет конкретных видов налогов, так и при возврате из бюджетов сумм налогов на единый налоговый платеж при уменьшении совокупной обязанности налогоплательщика.
3. Администраторам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - администраторы доходов бюджетов) регулярно поступают многочисленные обращения от территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - ТО ФССП России) о возврате на счета ТО ФССП России ошибочно взысканных судебными приставами-исполнителями денежных средств по таким причинам как ошибочное списание денежных средств с банковского счета гражданина, у которого отсутствовала обязанность по уплате платежа, но его идентификационные данные совпадают с данными должника; ошибочное зачисление денежных средств на счет администратора доходов бюджета дважды из-за технической ошибки; ошибочное удержание суммы, незначительно превышающей наложенное на плательщика денежное взыскание (штраф); перечисление денежных средств, предназначенных для отражения на разных лицевых счетах администратора доходов бюджета, одним платежным поручением; ошибочное перечисление денежных средств администратору доходов бюджета, не являющемуся получателем платежа.
Вместе с тем в настоящее время возврат указанных ошибочно взысканных денежных средств на счета ТО ФССП России невозможен, так как в соответствии с положениями статьи 40 1 Бюджетного кодекса излишне уплаченный (взысканный) платеж в бюджет подлежит возврату по заявлению плательщика платежей в бюджет. При этом по смыслу бюджетного законодательства Российской Федерации плательщиком платежей в бюджет является лицо, у которого возникла обязанность по уплате платежа в бюджет.
Учитывая, что ФССП России и ее территориальные органы в случае излишнего взыскания ими в ходе проведения исполнительных действий платежа не являются плательщиками платежей в бюджет, администраторы доходов бюджетов и территориальные органы Федерального казначейства, руководствуясь положениями статьи 40 1 Бюджетного кодекса, отказывают ТО ФССП России в возврате ошибочно взысканных судебными приставами-исполнителями денежных средств на счета ТО ФССП России.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статью 40.1 Бюджетного кодекса в целях установления возможности возврата излишне взысканных денежных средств на счета ТО ФССП России по заявлениям подразделений судебных приставов ТО ФССП России (центрального аппарата ФССП России), на исполнении в которых находилось исполнительное производство о взыскании платежей в бюджет.
4. Законопроектом предлагается закрепить с 1 января 2024 г. на постоянной основе в статье 46 Бюджетного кодекса норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального или местного значения, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены должностными лицами федеральных государственных органов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В настоящее время указанная норма установлена частью 7 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и носит временный характер (до 1 января 2024 г.).
Поступление в региональные бюджеты средств от административных штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения, позволяет обеспечить установку и эксплуатацию автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на таких дорогах, вынесение решений и рассылку материалов о выявленных нарушениях, а также поддержание участка автомобильной дороги в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии, что способствует повышению безопасности дорожного движения. Объем поступлений доходов от указанных штрафов в региональные бюджеты составил в 2020 году 721 757,96 тыс. рублей, в 2021 году - 1 992 420,70 тыс. рублей и в 2022 году - 1 368 029,20 тыс. рублей.
5. Изменения в статью 50 Бюджетного кодекса необходимы в целях обеспечения зачисления в федеральный бюджет доходов от суммы налога, предусмотренного проектами федеральных законов "О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и "О налоге на сверхприбыль прошлых лет" (далее - законопроекты, устанавливающие налог на сверхприбыль), положения которых направлены на установление налога на сверхприбыль прошлых лет, зачисляемого в федеральный бюджет, с учетом суммы обеспечительного платежа по налогу. Разработка законопроектов обусловлена текущей экономической ситуацией и тем фактом, что за 2021 и 2022 годы наблюдался достаточно высокий уровень конъюнктурных доходов в некоторых отраслях экономики, в связи с чем соответствующие организации смогли сформировать дополнительную прибыль, обусловленную исключительно благоприятной ценовой конъюнктурой.
Согласно ФЭО к законопроектам, устанавливающим налог на сверхприбыль, поступления за налоговый период 2024 года в федеральный бюджет ожидаются на уровне порядка 300 млрд. рублей.
6. Статьями 56.1 и 56.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) за неисполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, установленных Федеральным законом N 7-ФЗ требований предусматривается взимание платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации (далее - компенсационный платеж), в размере, не превышающем стоимость затрат на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды. При этом указывается, что компенсационный платеж относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
Принимая во внимание, что нормативы зачисления, носящие постоянный характер, устанавливаются Бюджетным кодексом, в целях своевременного зачисления компенсационного платежа в доходы федерального бюджета законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в статью 51 Бюджетного кодекса.
Поскольку платеж носит компенсационный характер и будет зависеть от причиненного ущерба окружающей среде, а также в связи с отсутствием практики его взимания, прогноз соответствующих доходов учтен в нулевом объеме.
7. Федеральными законами от 27 ноября 2017 г. N 346-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и от 29 ноября 2021 г. N 38З-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в главу 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 47 пункта 1 статьи 333.33) уточнены наименования юридически значимого действия, за которое уплачивается государственная пошлина, - "за выдачу организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и о предоставлении указанным организациям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин".
В связи с этим необходимо привести положения Бюджетного кодекса в терминологическое соответствие с указанными изменениями законодательства о налогах и сборах.
8. Законопроектом предлагается изменение в статью 69 Бюджетного кодекса, предусматривающее введение компетенции Правительства Российской Федерации по установлению общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями всех публично-правовых образований.
В настоящее время общие требования установлены 20 ведомственными приказами федеральных органов исполнительной власти, при этом правовые акты Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, местной администрации, регулирующие порядок финансового обеспечения государственного (муниципального) задания, должны соответствовать одновременно каждому из указанных приказов.
Установление общих требований Правительством Российской Федерации обеспечит определение одинакового перечня затрат, учитываемых при расчете финансового обеспечения государственного (муниципального) задания, единообразный подход к порядку расчета нормативных затрат, с учетом применения отраслевых и территориальных особенностей оказания государственных (муниципальных) услуг учреждениями всех публично-правовых образований.
9. Базовые изменения в пункт 1 и подпункт 1 пункта 8 статьи 78.3 Бюджетного кодекса, обеспечивающие возможность предоставления субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на осуществление капитальных вложений в создание и развитие государственных информационных систем в случае определения федеральными законами государственной корпорации (компании), публично-правовой компании операторами указанных систем, внесены Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" (далее - Федеральный закон N 448-ФЗ).
Предлагаемые законопроектом дополнительные изменения в статью 78.3 Бюджетного кодекса необходимы для обеспечения возможности принятия решений о предоставлении субсидий на создание и развитие государственных информационных систем в форме правовых актов Правительства Российской Федерации в определяемом им порядке.
Кроме того, поскольку в настоящее время не урегулирован вопрос передачи созданных государственных информационных систем в государственную собственность Российской Федерации и закрепления в установленном порядке прав владения и пользования операторами таких систем, в развитие ранее принятых в Бюджетный кодекс изменений законопроектом предлагается дополнить его соответствующими положениями, что позволит устранить имеющейся пробел в правовом регулировании.
10. Пунктом 3 статьи 116 Бюджетного кодекса установлен запрет на обеспечение государственными гарантиями Российской Федерации (далее - государственные гарантии) обязательств некоммерческих организаций, за исключением государственных корпораций и государственных компаний, созданных Российской Федерацией. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 115 Бюджетного кодекса государственной гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться обязательства государственной корпорации (государственной компании).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 236-ФЗ) публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией.
Правовой статус публично-правовой компании и государственной корпорации (государственной компании) в законодательстве Российской Федерации по своим существенным характеристикам схож: являются унитарными некоммерческими организациями, учреждаются в соответствии с федеральным законом (указом Президента Российской Федерации), учредителем является Российская Федерация, высшим органом управления является наблюдательный совет (который назначается Правительством Российской Федерации или Президентом Российской Федерации). Несмотря на очевидные сходства публично - правовой компании и государственной корпорации (государственной компании), возможность предоставления государственной гарантии для обеспечения обязательств публично-правовой компании Бюджетным кодексом не предусмотрена.
Соответствующие изменения в статьи 115 и 116 Бюджетного кодекса, создающие правовую возможность предоставления государственных гарантий по обязательствам публично-правовых компаний, подготовлены в целях предоставления государственной гарантии без права регрессного требования в обеспечение исполнения обязательств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" по ее заимствованиям.
11. В связи с вступлением в силу Федерального закона N 448-ФЗ и признанием утратившими силу норм Бюджетного кодекса, касающихся последствий оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе о согласовании Минфином России (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ заимствований и гарантий регионов (муниципальных образований), которые вводились взамен механизма государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг, новой статьей 121.6-1 "Государственная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг" в Бюджетном кодексе на постоянной основе закрепляются нормы о государственной регистрации условий эмиссии и обращения субфедеральных и муниципальных облигаций.
В настоящее время указанные положения закреплены в статье 5 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" и имеют временный характер - до 1 января 2024 г.
12. Федеральное казначейство при осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета и едином казначейском счете пользуется услугами клиринговой организации, центрального депозитария, центрального контрагента и биржи. В федеральном законе о федеральном бюджете ежегодно предусматривается норма, устанавливающая, что при осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета и едином казначейском счете услуги клиринговой организации, центрального депозитария, центрального контрагента и биржи оказываются Федеральному казначейству на безвозмездной основе. Федеральное казначейство осуществляет операции по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета и едином казначейском счете на регулярной основе на протяжении многих лет, в связи с чем необходимость ежегодно включать данную норму в новый федеральный закон о федеральном бюджете представляется избыточно сложным и трудоемким процессом.
В целях закрепления на постоянной основе положений о безвозмездности оказания Федеральному казначейству услуг операционного центра и платежного клирингового центра при совершении операций по единому казначейскому счету с использованием сервиса быстрых платежей, которые на текущий момент закреплены в Федеральном законе от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в статью 156 Бюджетного кодекса.
13. Внесением изменений в статью 165 Бюджетного кодекса предусматривается исключение требования к осуществлению методического обеспечения внутреннего финансового контроля как отдельного бюджетного полномочия.
Бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита". С 1 января 2020 года внутренний финансовый контроль определяется положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса как внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, то есть как составная часть каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, порядок осуществления которого главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе определить самостоятельно.
При этом в связи с тем, что одной из целей внутреннего финансового аудита является оценка надежности внутреннего финансового контроля, разъяснения отдельных аспектов организации и осуществления внутреннего финансового контроля предоставляются Минфином России в рамках полномочия по нормативному (методическому) обеспечению осуществления внутреннего финансового аудита.
14. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) объектами концессионного соглашения могут являться автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, объекты, предназначенные для взимания платы, объекты дорожного сервиса, объекты транспортной инфраструктуры и прочие объекты, которые являются автомобильной дорогой или ее частью. Заключенное в соответствии с решением, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 22 Федерального закона N 115-ФЗ, концессионное соглашение в сфере дорожного хозяйства может предполагать передачу концедентом концессионеру иных объектов государственной собственности, в том числе созданных за счет Федерального дорожного фонда, но не являющихся автомобильными дорогами, а также включать условие о выплате концессионной платы (статья 7 Федерального закона N 115-ФЗ) за пользование концессионером данными объектами. При этом по аналогии с абзацами третьим, четвертым, пятнадцатым и шестнадцатым пункта 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса не предусматривается направление доходов федерального бюджета от концессионной платы по таким соглашениям в счет бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.
В целях гармонизации источников формирования ассигнований Федерального дорожного фонда предлагается предусмотреть соответствующее изменение в пункт 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса.
15. Законопроектом предусматриваются изменения в части 4 и 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса в части установления целевого использования платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения тяжеловесными транспортными средствами, по аналогии с положением абзаца шестого части 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса в отношении федеральных дорог. Предлагается обеспечить направление доходов региональных и местных бюджетов, получаемых за счет данной платы, на осуществление дорожной деятельности в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Кроме того, в целях наполнения региональных и муниципальных дорожных фондов к источникам их формирования предлагается отнести доходы указанных публично - правовых образований от административных штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. К таким доходам в настоящее время относятся суммы административных штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены должностными лицами федеральных органов исполнительной власти (согласно пункту 3.1 статьи 46 Бюджетного кодекса (в редакции законопроекта) зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации), а также суммы штрафов, налагаемых за такие правонарушения мировыми судьями (согласно статье 46 Бюджетного кодекса зачисляются в равных пропорциях в бюджеты субъектов и муниципальных образований), совершенные на дорогах не только регионального, межмуниципального, местного значения, но и федерального значения. Общий объем поступлений доходов от указанных административных штрафов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2022 году составил порядка 1 369 371,6 тыс. рублей.
16. В соответствии с пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса положения указанной статьи, в том числе об обязанности казенного учреждения обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласование новых условий государственных (муниципальных) контрактов в случае уменьшения ему как получателю бюджетных средств главным распорядителем бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
При этом казенные учреждения принимают бюджетные обязательства, связанные с закупкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, как получатели средств федерального бюджета. В силу положений пункта 8.1 статьи 241 Бюджетного кодекса ППК "Единый заказчик" осуществляет полномочия получателя бюджетных средств.
При этом положениями пункта 6 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) государственным (муниципальным) заказчикам, в том числе ППК "Единый заказчик", предоставлено право вносить по соглашению сторон существенные изменения в заключенные государственные (муниципальные) контракты в случае, предусмотренном статьей 161 Бюджетного кодекса, при уменьшении ранее доведенных до государственного (муниципального) заказчика как до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
В этой связи в целях однозначного толкования положений бюджетного законодательства Российской Федерации, а также положений Федерального закона N 44-ФЗ, законопроектом предлагается внести изменения в статью 241 Бюджетного кодекса в части установления права государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных ими государственных контрактов (контрактов), обеспечить согласование новых условий таких контрактов.
17. Принимая во внимание, что ППК "Единый заказчик" является единственным юридическим лицом в организационно-правовой форме публично-правовой компании, выполняющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, законопроектом предлагается урегулировать пробел в правовом регулировании вопроса обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам ППК "Единый заказчик", путем распространения на нее положений пунктов 8 и 9 статьи 161, статей 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующих в отношении казенных учреждений.
18. В связи с вступлением в силу с 1 декабря 2022 года Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" законопроект дополнен нормами, приводящими положения статьи 242.13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступном путем, и финансированию терроризма" в части уточнения наименования перечня организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями.
19. Одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов, отраженных в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р, является специализация функций и полномочий организаций бюджетной сферы и передача отдельных функций и полномочий соответствующему уполномоченному органу.
Положениями пункта 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса предусмотрены правовые механизмы передачи полномочий по ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению (далее - централизуемые полномочия) для органов исполнительной власти, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений финансовому органу соответствующего публично-правового образования, а также Федеральному казначейству - централизуемых полномочий исполнительных органов субъекта Российской Федерации (органов местной администрации).
На федеральном уровне на базе Федерального казначейства успешно реализуется проект централизации полномочий по ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, по 50 федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (периметр централизации 213.2 субъектов учета (центральные аппараты министерств и ведомств, их территориальные органы, подведомственные им казенные учреждения).
Яркими примерами успешной централизации полномочий на региональном уровне являются Вологодская область, город Москва, Ярославская область, Краснодарский край.
Кроме того, в настоящее время согласно разделу 3 Плана мероприятий ("дорожной карты") по организации работ в рамках проведения первого этапа (2021 - 2022 годы) развития централизованной модели ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности, начисления и выплаты заработной платы в организациях бюджетной сферы, утвержденного Заместителем Председателем Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко, на федеральном уровне реализуется пилотное апробирование централизации полномочий отдельных исполнительных органов субъекта Российской Федерации (субъект Российской Федерации, участвующий в "пилотном проекте", - Республика Мордовия).
Практика развития государственных информационных систем управления финансами, предусматривающая централизацию полномочий по ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, организаций бюджетной сферы на единый центр компетенции (централизованную бухгалтерию), также способствовала эффективности таких подходов к организации управления финансами публично-правового образования.
Вместе с тем, правовые механизмы для передачи полномочий государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по ведению бухгалтерского учета, формированию отчетности, начислению и выплате заработной платы (далее - централизуемые полномочия учреждений) соответствующим уполномоченным органам не установлены.
В развитие организации централизованных моделей исполнения полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, включая составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности, статья 264.1 Бюджетного кодекса дополнена новым пунктом, содержащим положения, направленные на законодательное закрепление права Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации на принятие решения о передаче соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования централизуемых полномочий бюджетных и автономных учреждений.
Учитывая, что действующая редакция Бюджетного кодекса не содержит положений по нормативному регулированию бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, новым пунктом 4.1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса устанавливаются единые правовые категории (понятия) для обеспечения реализации передачи централизуемых полномочий бюджетных и автономных учреждений, что позволит эффективно урегулировать вопросы централизации бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений.
Кроме того, предлагаемые дополнения в пункт 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса направлены на установление права высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на принятие решения о передаче централизуемых полномочий органов местной администрации, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений финансовому органу субъекта Российской Федерации.
20. В связи с развитием цифровых моделей управления общественными финансами, внедрением электронного документооборота и единых государственных (муниципальных) информационных систем в настоящее время особое внимание уделяется оперативности и достоверности информации о финансовом положении (об активах и обязательствах) и финансовых результатах деятельности организаций бюджетной сферы, об использовании государственного (муниципального) имущества при достижении ими поставленных целей деятельности (выполнению функций (полномочий), позволяющей ее быстро анализировать для принятия управленческих решений.
Информация о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах публично-правового образования, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также операциях, их изменяющих, и полученных финансовых результатах основывается на данных бюджетного (бухгалтерского) учета и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы.
Учитывая внедрение в государственное управление перспективных информационных возможностей цифровой обработки данных о государственных финансах, созданы объективные возможности для широкого внедрения цифровых инструментов мониторинга указанных данных при управлении государственными (муниципальными) финансами на основе технологической интеграции различных государственных (муниципальных) информационных систем.
Положения новой статьи 264.1-1 Бюджетного кодекса направлены на закрепление правовых основ создания единой государственной системы интеграции данных о государственных финансах Российской Федерации, включая федеральные государственные бюджетные и автономные учреждения, обеспечивающей интеграцию различных государственных информационных систем для проведения мониторинга и оперативного формирования аналитических отчетов на основе данных о государственных финансах с целью повышения качества реализации функциональных задач, эффективности принимаемых управленческих решений и использования государственных ресурсов.
21. Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 31 декабря 2023 г. продлено действие положений Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающих, что протоколы об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (статья 20.6-1 КоАП РФ), вправе составлять должностные лица исполнительных органов субъектов Российской Федерации, включенные в соответствующие перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в законопроект включена норма, аналогичная нормам, действовавшим в 2020 - 2022 годах, предусматривающая зачисление в текущем году в бюджеты субъектов Российской Федерации сумм указанных административных штрафов, в случае, если постановления о наложении таких штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в соответствующие перечни. Объем поступлений от указанных административных штрафов в 2020 году составил 128 213,30 тыс. рублей, в 2021 году - 510 345,85 тыс. рублей и в 2022 году - 193 597,02 тыс. рублей.
22. Частью 42 статьи 9 Федерального закона N 448-ФЗ установлена возможность внесения объемов привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в программу государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В целях устранения имеющейся неопределенности в части механизма реализации вышеуказанной нормы предлагается дополнить ее положением, предусматривающим внесение изменений в программу государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. При этом предлагается приостановить на 2023 год действие пункта 3 статьи 110.1 Бюджетного кодекса, согласно которому программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации является приложением к закону о бюджете субъекта Российской Федерации.
Законопроект предлагается ввести в действие со дня его официального опубликования. Отдельные положения законопроекта предлагается ввести в действие с 1 сентября 2023 г. и с 1 января 2024 г., при этом проектируемые положения статьи 179.4 Бюджетного кодекса в части расширения источников доходов региональных и муниципальных дорожных фондов предлагается применять к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (на 2024 год).
Принятие и реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
2. Принятие Федерального закона потребует издания следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1) Об общих требованиях к передаче финансовому органу субъекта Российской Федерации полномочий органов местной администрации, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
Цель: в целях реализации принципа единства бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающего единство принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, установление общих требований к передаче финансовому органу субъекта Российской Федерации полномочий органов местной администрации, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы (далее - централизуемые полномочия).
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) и органами местной администрации (их территориальными органами, подведомственными казенными учреждениями) при принятии решения о передаче централизуемых полномочий и организации исполнения таких переданных полномочий.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Примерный срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Федерального закона.
2) Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных бюджетных (автономных) учреждений, государственных бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетных (автономных) учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бухгалтерского учета учреждений, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета учреждений, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
Цель: установление общих требований к передаче по решению Правительства Российской Федерации, высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местной администрации) о Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных бюджетных (автономных) учреждений, государственных бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетных (автономных) учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бухгалтерского учета учреждений, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета учреждений, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы (далее - централизуемые полномочия учреждений).
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между Правительством Российской Федерации (Федерального казначейства), высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местной администрации (финансовыми органами соответствующих бюджетов), государственными (муниципальными) органами, осуществляющими в отношении бюджетных (автономных) учреждений полномочия собственника (учредителя) и государственных (муниципальных) учреждений при принятии решения о передаче централизуемых полномочий учреждений и организации исполнения таких переданных полномочий.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Примерный срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Федерального закона.
3) Об общих требованиях к передаче финансовому органу субъекта Российской Федерации полномочий муниципальных бюджетных (автономных) учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бухгалтерского учета учреждений, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета учреждений, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
Цель: установление общих требований по решению высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в связи с обращением местной администрации централизуемых полномочий муниципальных бюджетных (автономных) учреждений финансовому органу субъекта Российской Федерации.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местной администрации (финансовыми органами соответствующих бюджетов), учредителями и муниципальными учреждениями при принятии решения о передаче централизуемых полномочий учреждений финансовому органу субъекта Российской Федерации и организации исполнения таких переданных полномочий.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Примерный срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Федерального закона.
4) Об общих требованиях к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями.
Цель: в целях единого правового регулирования, применяемого при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, установление общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных(муниципальных) услуг.
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и федеральными государственными учреждениями, учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями соответственно при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Примерный срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Федерального закона.
3. Принятие Федерального закона потребует издания приказа Министерства финансов Российской Федерации "О Порядке размещения информации о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также операциях, их изменяющих, и полученных финансовых результатах в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Цель: в целях реализации принципов бюджетного законодательства утверждение единого порядка размещения информации о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также операциях, их изменяющих, и полученных финансовых результатах (далее - информация о госфинансах) в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Предмет и содержание правового регулирования: установление единых требований к организации размещения информации, способы (форматы), состава, периодичности (сроков) иных условий размещения информации о госфинансах в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Примерный срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.