Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен внесенный депутатом Государственной Думы И.М. Мусатовым проект федерального закона N 298831-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроект направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции в отношении деятельности публично-правовых компаний.
В соответствии со статей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьей 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации" граждане, принимаемые на работу в публично-правовые компании, и работники публично-правовых компаний обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах).
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" в процессе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах наделены правом направления запросов в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, о проведении оперативно-разыскных мероприятий по основаниям, установленным частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ).
В соответствии с частью 8 в Закон N 144-ФЗ органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение только определенной категории должностей. Перечень данных должностей установлен пунктом 1 части статьи 8 Закона N 144-ФЗ, в который не включены руководители публично-правовых компаний.
Кроме того, согласно части 2 статьи 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" контроль за соответствием расходов лиц, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Вместе с тем указанные нормативные правовые акты не наделяют руководителей публично-правовых компаний правом осуществления контроля за соответствием расходов работников их доходам.
Вместе с тем законопроект не предусматривает внесение изменений в пункт 1.1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в части установления контроля за расходами лиц, уволенных из публично-правовых компаний.
Полагаем целесообразным ко второму чтению целесообразно предусмотреть внесение изменений в Федеральный закон "О противодействии коррупции" в части указания на публично-правовые компании после слов "организации, созданные на основании федеральных законов", поскольку публично-правовые компании могут создаваться не только на основании федеральных законов, но и указов Президента Российской Федерации.
По мнению Правительства Российский Федерации в пункте 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" следует установить полномочия государственных корпораций (компаний), Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаний по утверждению перечней должностей, замещение которых предусматривает обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Устранение имеющихся законодательных пробелов позволит публично-правовым компаниям осуществлять установленные законодательством мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений в полном объеме.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации возражений по указанному законопроекту не имеют.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.