Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 384372-8 "О внесении изменений в статьи 12 и 14.1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 14.1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее также - законопроект, а в отдельных случаях - Федеральный закон) разработан в целях:
- обеспечения использования применительно к детям второго поколения различных категорий граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, указанных в части первой статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" 1 (далее соответственно - "маяковцы", Федеральный закон N 175-ФЗ), такой причины заболеваний, связанных с влиянием радиации на их родителей, которыми они должны страдать для получения права на меры социальной поддержки, указанные в статье 14, части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации N 1244-1), как генетические последствия радиоактивного облучения их родителей (синхронизация с положениями Закона Российской Федерации N 1244-1);
- распространения на детей третьего и последующих поколений "маяковцев" права на гарантии в виде предоставления им мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1, если родители (один из родителей) таких детей страдают (страдает) заболеваниями вследствие воздействия радиации (в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча) или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения;
- распространения на детей первого и последующих поколений "маяковцев", страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, гарантий медицинского (в том числе осуществление обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за ними в течение всей жизни) и лекарственного обслуживания, предусмотренных статьей 24 Закона Российской Федерации N 1244-1;
- обеспечения наличия информации о состоянии здоровья потомков в четвертом и последующих поколениях "маяковцев" и об изменениях состояния здоровья в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре (далее - регистр) в целях использования результатов обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за их состоянием здоровья для оказания им адресной медицинской помощи, а также прогнозирования медицинских радиологических последствий, в том числе отдаленных.
В этой связи предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с:
1) применением нормы о праве детей второго поколения "маяковцев" на меры социальной поддержки, указанные в статье 14, части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1, с учетом такой причины заболеваний, связанных с влиянием радиации на их родителей, которыми такие дети должны страдать для получения указанного права, как генетические последствия радиоактивного облучения их родителей;
2) предоставлением детям третьего и последующих поколений "маяковцев" мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1, если родители (один из родителей) таких детей страдают (страдает) заболеваниями вследствие воздействия радиации (в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча) или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения;
3) медицинским (в том числе с осуществлением обязательного специального медицинского наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни) и лекарственным обслуживанием детей первого и последующих поколений "маяковцев", страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
4) включением информации о состоянии здоровья потомков в четвертом и последующих поколениях "маяковцев" и об изменениях состояния здоровья в регистр, ведение которого осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части региональных сегментов регистра).
Достижение указанных целей возможно только образом, предлагаемом в законопроекте (путем внесения изменений в Федеральный закон N 175-ФЗ), I поскольку общественные отношения, складывающиеся в связи с предоставлением мер социальной поддержки "маяковцам", их детям первого и второго поколений, в том числе страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей, а также в связи с определением видов информации о "маяковцах" и об их потомках в первом, во втором и в третьем поколениях, подлежащих включению в регистр, регулируются Федеральным законом N 175-ФЗ.
Во-первых. В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 175-ФЗ условием реализации детьми первого и второго поклонений "маяковцев" предоставленного им права на меры социальной поддержки, указанные в статье 14, части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1, является наличие у них заболеваний вследствие воздействия радиации на их родителей. Однако применительно к детям второго поклонения "маяковцев" может иметь место ситуация, когда их родители (первое поколение ''маяковцев") не были под прямым воздействием радиации, но впоследствии унаследовали неблагоприятный генетический материал от своих родителей, попавших под ее воздействие ("маяковцы"), который затем передали своим детям, то есть второму поколению "маяковцев". В связи с этим получается, что по отношению к детям второго поколения "маяковцев" при оценке их права на указанные меры социальной поддержки в действующей редакции статьи 12 Федерального закона N 175-ФЗ не учтена такая причина заболеваний, связанных с влиянием радиации на их родителей, которыми они должны страдать, как генетические последствия радиоактивного облучения их родителей, что, исходя из буквального толкования, ограничивает их право в обозначенной ситуации на меры социальной поддержки, предусмотренные указанными нормами Закона Российской Федерации N 1244-1. Необходимо заметить, что указанная причина заболеваний уже используется в Законе Российской Федерации N 1244-1 применительно к оценке права детей второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1, на соответствующие меры социальной поддержки - родители данных детей (один из родителей) должен страдать болезнями, в частности, обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения (абзац первый части третьей и абзац первый части четвертой статьи 4, статья 25, пункт 9 части первой и пункт 4 части третьей статьи 27.1).
Таким образом, предлагается в статью 12 Федерального закона N 175-ФЗ внести соответствующую корректировку, учитывающую обозначенную причину заболеваний, которыми должно страдать второе поколение "маяковцев" для получения права на меры социальной поддержки, указанные в статье 14, части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1.
Во-вторых. Предложенное законопроектом положение, предусматривающее предоставление детям третьего и последующих поколений "маяковцев" права на меры социальной поддержки, указанные в части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1, если родители (один из родителей) таких детей страдают (страдает) заболеваниями вследствие воздействия радиации (в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча) или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, связано с развитием смысла положений принятого и вступившего с 16 декабря 2022 года в силу Федерального закона от 5 декабря 2022 года N 506-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон N 506-ФЗ).
Потребность в разработке и необходимость принятия Федерального закона N 506-ФЗ были связаны с принятым Конституционным Судом Российской Федерации Постановлением от 23 декабря 2021 года N 54-П "По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки А.Н. Меджидовой", которым пункт 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 42, в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1, на ежемесячную денежную выплату.
Прежняя редакция пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1 предусматривала право детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированных и переселенных из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, на ежемесячную денежную выплату.
Категории граждан, определенные пунктами 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1, включают:
1) граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее - Чернобыльская АЭС);
2) инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Как было отмечено в заключении Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов (далее - Комитет) на проект федерального закона N 130593-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Федеральный закон N 506-ФЗ), утвержденном решением Комитета от 14 сентября 2022 года, "В настоящее время, в системе действующего правового регулирования в силу его неопределенности допускается различный подход к установлению ежемесячной денежной выплаты детям первого и последующих поколений граждан.
При неизменности нормативного содержания пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона N 1244-1 в разных субъектах Российской Федерации в различные хронологические периоды имеет место различное понимание как круга лиц, которые вправе рассчитывать на предоставление соответствующей меры социальной поддержки (ежемесячную денежную выплату), так и условий установления данной выплаты, что свидетельствует о неопределенности ее предписаний, позволяющих принимать прямо противоположные решения - как о назначении данной выплаты тем детям родители которых страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы, так и детям, чьи родители не получили л радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы" 2.
В связи с этим Федеральным законом N 506-ФЗ уточнены правовые основания для предоставления детям граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1, мер социальной поддержки, предназначенных для компенсации возможных неблагоприятных для здоровья детей последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Другими словами, Федеральным законом N 506-ФЗ устанавливается, что ежемесячная денежная выплата и меры социальной поддержки предоставляются детям первого поколения граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1, которые родились после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей. При этом детям второго и последующих поколений указанных граждан право на ежемесячную денежную выплату и меры социальной поддержки предоставляется в соответствии с Федеральным законом N 506-ФЗ при условии, что родители (один из родителей) таких детей страдают (страдает) болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или заболеваниями, обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения.
Кроме того, статьей 2 Федерального закона N 506-ФЗ установлено, что меры социальной поддержки и (или) ежемесячная денежная выплата, назначенные ранее (до 27 декабря 2021 года) детям второго и последующих поколений указанных граждан, продолжают предоставляться до наступления оснований прекращения их предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время в соответствии с действующей редакцией статьи 12 Федерального закона N 175-ФЗ детям лишь первого и второго поколений "маяковцев", страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей, гарантируются меры социальной поддержки, указанные в статье 14, части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1.
Таким образом, при разработке проекта федерального закона N 130593-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и рассмотрении его Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, к сожалению, не было принято во внимание то обстоятельство, что в отношении потомков граждан, пострадавших от воздействия радиации в результате произошедших схожих по последствиям радиационных катастроф, должны применяться общие условия и порядок предоставления им мер социальной поддержки. Стоит, однако, заметить, что отступление от общего подхода было и до принятия Федерального закона N 506-ФЗ: соответствующие меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации N 1244-1, предоставлялись детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1 (часть первая статьи 25, пункт 9 части первой и пункт 4 части третьей статьи 27.1), а применительно к потомкам "маяковцев" - только детям их первого и второго поколений (статьи 6 и 12 Федерального закона N 175-ФЗ).
Меры социальной поддержки, предусмотренные частью первой статьи 25, а также пунктом 9 части первой и пунктом 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1, включают:
1) пребывание с больным ребенком в лечебном учреждении (по рекомендации врачей) в течение всего времени лечения (пункт 1 части первой статьи 25);
2) выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа (пункт 2 части первой статьи 25);
3) ежемесячную компенсацию в размере 35 рублей (с учетом индексации с 1 февраля 2023 года - 117,99 рублей) на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям, а также ежемесячная компенсация в размере 180 рублей (с учетом индексации с 1 февраля 2023 года - 606,77 рублей) на питание обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25);
4) ежемесячную денежную выплаты в размере 772 рублей (с учетом индексации с 1 февраля 2023 года - 1 770,38 рублей; пункт 4 части третьей статьи 27.1).
Детям же третьего и последующих поколений "маяковцев", если родители (один из родителей) таких детей страдают (страдает) заболеваниями вследствие воздействия радиации или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, указанные меры социальной поддержки, в отличие от потомков граждан, обозначенных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1, не предоставляются, что свидетельствует о разном правовом подходе законодателя к регулированию мер социальной поддержки, предоставляемых потомкам граждан, подвергшихся воздействию одного и того же неблагоприятного для человека фактора, - радиации в результате произошедших радиационных катастроф, и об отсутствии, в связи этим, социальной справедливости.
В этой связи стоит заметить, что Конституционный Суд Российской Федерации не раз указывал в своих постановлениях на то, что принцип равенства перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), в том числе подразумевает, что однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, как подчеркивает Конституционный Суд Российской Федерации, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). При этом любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, отмечает высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а для достижения этих целей используются соразмерные правовые средства. Эта позиция вытекает из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой", от 3 июня 2004 года N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан", от 20 июля 2016 года N 17-П "По делу о проверке конституционности положений частей второй и восьмой статьи 56, части второй статьи 278 и главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Усенко" и других.
Ввиду указанного, а также учитывая обращения общественных организаций "маяковцев" 3, свидетельствующие об актуальности вопроса о предоставлении мер социальной поддержки потомкам "маяковцев", стоит констатировать, что не имеется объективных признаков оправданности, обоснованности и преследования конституционно значимых целей при дифференциации правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых потомкам как граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1), так и "маяковцев", что требует устранения такого различия законодательным путем.
В-третьих. Относительно других положений законопроекта стоит отметить, что в адрес депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации систематически поступают обращения "маяковцев" и их потомков, общественных организаций "маяковцев" 4, а также, например, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации 5 с предложением о распространении на всех потомков "маяковцев", страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, гарантий медицинского (в том числе обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) в течение всей жизни) и лекарственного обслуживания, предусмотренных статьей 24 Закона Российской Федерации N 1244-1.
В настоящее время согласно статьям 2-7 и 10-12 Федерального закона N 175-ФЗ "маяковцам", их семьям и детям первого и второго поколений гарантированы различные меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, указанных в пунктах 1-11 статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1. Кроме того, указанным в пунктах 1-6 части первой статьи 1 Федерального закона N 175-ФЗ "маяковцам" (включая детей "маяковцев", указанных в пункте 3 части первой статьи 1) оказывается (без прямого указания на это в Федеральном законе N 175-ФЗ 6) бесплатная медицинская (в том числе обязательное специальное медицинское наблюдение (диспансеризация) в течение всей жизни) и лекарственная помощь (на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 сентября 2003 года N 457 "О медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"). Однако не только сами указанные "маяковцы" и дети, в том числе дети, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, нуждаются в бесплатной медицинской (в том числе в обязательном специальном медицинском наблюдении (диспансеризации) в течение всей жизни) и лекарственной помощи.
Например, по информации Свердловской областной общественной организации "СОЮЗ" "МАЯК" социально-правовой защиты пострадавших от радиации ПО "МАЯК" (далее - организация "СОЮЗ" "МАЯК"), "маяковцы" отличаются от "Чернобыльцев" продолжительностью радиационного облучения", вследствие чего происходит негативное влияние на здоровье их потомков не только в первом и во втором поколениях, но и во всех последующих 7. Поэтому на встречах членов организации "СОЮЗ" "МАЯК" часто обсуждаются болезни внуков и правнуков, обусловленных воздействием радиации на "маяковцев" 8.
По данным же уполномоченного по правам человека в Свердловской области, "время показало, что у потомков облученных граждан наблюдаются целые букеты заболеваний, включая онкологические, зачастую поражена вся система жизнеобеспечения" 9. Подобные данные приводит и Челябинское областное общественное движение содействия пострадавшим от радиационных воздействий "МАЯК НАДЕЖДЫ" 10.
В этой связи государство, безусловно, должно распространить гарантии медицинского (в том числе обязательное специальное медицинское наблюдение (диспансеризацию) в течение всей жизни) и лекарственного обслуживания, предусмотренные статьей 24 Закона Российской Федерации N 1244-1, на детей (потомков) всех "маяковцев" в первом и последующих поколениях, страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, а также включить информацию о состоянии здоровья всех потомков "маяковцев" (независимо от наличия или отсутствия у них указанных заболеваний) и об изменениях состояния здоровья в регистр в целях использования результатов обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за их состоянием здоровья для оказания им адресной медицинской помощи, а также прогнозирования медицинских радиологических последствий, в том числе отдаленных.
Применительно к данному предложению стоит привести положение Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что в соответствии с целями социального государства в Российской Федерации охраняется здоровье людей (часть 2 статьи 7).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (например, в Определении от 6 июня 2002 года N 115-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановлении от 24 декабря 2013 года N 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области"), здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, заметил высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что ориентируя в соответствии с целями социального государства органы публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числе в случае причинения вреда здоровью, вызванного деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии. Решение этих вопросов, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является прерогативой законодателя, который, учитывая необходимость максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности возмещения вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиационного излучения, вместе с тем располагает довольно широкой свободой усмотрения при определении соответствующих мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 года N 842-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Березовской Нины Павловны и Общероссийского союза общественных объединений "Союз "Чернобыль" России" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 15 части первой, частей второй и четвертой статьи 14, частей первой - пятой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", части второй статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Приведенные правовые позиции, на наш взгляд, должны в полной мере распространяться на всех потомков "маяковцев" в части их медицинского и лекарственного обслуживания наравне с самими "маяковцами".
Таким образом, законопроектом предлагается:
1) дополнить положение, указывающее на причину заболеваний, которыми должны страдать дети первого и второго поколений "маяковцев" для получения права на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14, частью первой статьи 25 и пунктом 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1, указанием на вторую возможную причину (помимо одной - вследствие воздействия радиации на родителей) таких заболеваний, которыми могут страдать дети второго поколения "маяковцев", - генетические последствия радиоактивного облучения их родителей;
2) предоставить детям третьего и последующих поколений "маяковцев" право на меры социальной поддержки, указанные в части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1, если родители (один из родителей) таких детей страдают (страдает) заболеваниями вследствие воздействия радиации (в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча) или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта);
2) предоставить детям первого и последующих поколений всех "маяковцев", страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения", гарантии медицинского (обязательное медицинское страхование в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе право на получение медицинских услуг в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, и обязательное специальное медицинское наблюдение (диспансеризация) в течение всей жизни) и лекарственного обслуживания (в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования), предусмотренные статьей 24 Закона Российской Федерации N 1244-1 (подпункт "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта);
3) включить информацию о состоянии здоровья потомков в четвертом и последующих поколениях "маяковцев" и об изменениях состояния здоровья в регистр в целях использования результатов обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за их состоянием здоровья для оказания им адресной медицинской помощи, а также прогнозирования медицинских радиологических последствий, в том числе отдаленных (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
В случае принятия Федерального закона, исходя из требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с учетом того, что 29 сентября 2023 года будет 66-ая годовщина со дня аварии, произошедшей в 1957 году на производственном объединении "Маяк", и сброса радиоактивных отходов в реку Теча, предлагается определить следующую дату его вступления в силу - 29 сентября 2023 года.
Принятие Федерального закона позволит:
1) обеспечить юридическую синхронизацию положений Закона Российской Федерации N 1244-1 и Федерального закона N 175-ФЗ в части возможных причин заболеваний детей второго поколения "маяковцев", связанных с влиянием радиации на их родителей;
2) обеспечить социальную справедливость (устранить несправедливые различия) в правовом регулировании мер социальной поддержки, предоставляемых потомкам граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1), и потомкам "маяковцев", - по аналогии с социальной поддержкой детей третьего и последующих поколений граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (перечисленных в обозначенных нормах Закона Российской Федерации N 1244-1), если родители (один из родителей) таких детей страдают (страдает) болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, будет обеспечена социальная поддержка детей третьего и последующих поколений "маяковцев", если родители (один из родителей) таких детей страдают (страдает) заболеваниями вследствие воздействия радиации или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения;
3) обеспечить раннее выявление, лечение и медицинский контроль за течением заболеваний у всех потомков "маяковцев" (в первом и последующих поколениях), возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации на "маяковцев" вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, прогнозирование у них медицинских радиологических последствий, в том числе отдаленных, а, следовательно, сохранить их здоровье и продлить полноценную жизнь.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29 мая 2014 года), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 В соответствии с частью первой статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" к данным гражданам относятся:
1) граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах;
2) граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах;
3) граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
4) граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
5) граждане, проживавшие в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
6) граждане, проживавшие в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);
7) граждане, добровольно выехавшие на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
2 См. карточку проекта федерального закона N 130593-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы "Законотворчество" (СОЗД ГАС "Законотворчество"). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/130593-8 (дата обращения: 20.06.2023).
3 Например, обращение Свердловской областной общественной организации "СОЮЗ" "МАЯК" социально-правовой защиты пострадавших от радиации ПО "МАЯК" в адрес уполномоченного по правам человека в Свердловской области от 24 марта 2022 года.
4 Там же.
5 Например, обращение уполномоченного по правам человека в Свердловской области от 31 марта 2022 года N 22-13/602 в адрес депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва А.А. Кузнецова.
6 Используемый в Федеральном законе N 175-ФЗ и Законе Российской Федерации N 1244-1 термин "меры социальной поддержки", как представляется, не включает в себя гарантии медицинского и лекарственного обслуживания, предусмотренные статьей 24 Закона Российской Федерации N 1244-1.
7 Обращение Свердловской областной общественной организации "СОЮЗ" "МАЯК" социально-правовой защиты пострадавших от радиации ПО "МАЯК" в адрес уполномоченного по правам человека в Свердловской области от 24 марта 2022 года.
8 Там же.
9 Обращение уполномоченного по правам человека в Свердловской области от 31 марта 2022 года N 22-13/602 в адрес депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва А.А. Кузнецова. С. 1.
10 Статья "Поражённые не только радиацией. Кыштымская авария сказывается уже на внуках" // Официальный сайт "aif.ru". URL: https://chel.aif.ru/society/porazhyonnye_ne_tolko_radiaciey_kyshtyrnskaya_avariya_skazyvaetsya_uzhe_na_vnukah (дата обращения 20.06.2023).
11 Учет замечания Правительства Российской Федерации, указанного в заключении на законопроект от 31 мая 2023 года N 2980-П45. С. 2.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 14.1 Федерального закона "О социальной защите грагвдан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 14.1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Федеральный закон, а в отдельных случаях - законопроект), учитывая, что меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (часть первая статьи 5, далее - Закон Российской Федерации N 1244-1) и Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (часть первая статьи 15, далее - Федеральный закон N 175-ФЗ), являются расходными обязательствами Российской Федерации, не приведет к появлению налоговых расходов (выпадающих доходов) федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из:
1) федерального бюджета (увеличения расходных обязательств) и предоставления их в виде межбюджетного трансферта бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на осуществление полномочий по предоставлению соответствующих выплат и компенсаций, указанных в части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1, - в части финансирования предоставления детям третьего и последующих поколений граждан, указанных в статье 1 Федерального закона N 175-ФЗ (далее - "маяковцы"), если родители (один из родителей) таких детей страдают заболеваниями вследствие воздействия радиации или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1 (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта). Объемы необходимых дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета будут предусматриваться Правительством Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, начиная с 29 сентября 2023 года и далее ежегодно исходя из численности указанных детей "маяковцев", размеров соответствующих выплат и компенсаций (мер социальной поддержки), исчисленных в соответствии с Законом Российской Федерации N 1244-1, а также величины расходов на оплату услуг по их доставке (часть пятая статьи 5 1 Закона Российской Федерации N 1244-1). В качестве источников дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, за счет которых будет финансироваться предоставление указанных мер социальной поддержки обозначенным детям "маяковцев", необходимо определить те же источники, которые предусмотрены для финансирования указанных мер социальной поддержки для детей первого и второго поколений "маяковцев" 1;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования для ежегодного финансирования предоставления детям первого и последующих поколений "маяковцев", страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, гарантий медицинского (в том числе осуществление обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за ними в течение всей жизни) и лекарственного обслуживания, предусмотренных статьей 24 Закона Российской Федерации N 1244-1 (подпункт "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта). Данный вывод обосновывается тем, что в соответствии с частью второй статьи 24 Закона Российской Федерации N 1244-1 организация медицинского и лекарственного обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. При этом согласно части третьей статьи 24 Закона Российской Федерации N 1244-1 территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой. Кроме того, согласно части пятой статьи 24 Закона Российской Федерации N 1244-1 указанным гражданам также гарантируются медицинские и лекарственные услуги в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на всей территории Российской Федерации по предъявлении страхового медицинского полиса. При этом согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, а также организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Таким образом, финансирование предоставления детям первого и последующих поколений "маяковцев", страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, гарантий медицинского (в том числе осуществление обязательного специального медицинского наблюдению (диспансеризации) за ними в течение всей жизни) и лекарственного обслуживания, предусмотренных статьей 24 Закона Российской Федерации N 1244-1, будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают и будут проживать указанные дети "маяковцев".
Относительно сведений о численности всех детей первого и последующих поколений "маяковцев" следует отметить, что согласно информации, представленной Министерством здравоохранения Российской Федерации, по данным формы федерального статистического наблюдения N 15 "Сведения о медицинском наблюдении за состоянием здоровья лиц, зарегистрированных в национальном радиационно-эпидемиологическом регистре", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 декабря 2016 года N 866 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья", численность всех потомков в первом, во втором и в третьем поколении "маяковцев", на конец 2021 года, составляет 593 человека 2. Сведений о численности всех потомков (детей) "маяковцев" в последующих поколениях у Министерства здравоохранения Российской Федерации не имеется.
Оценить объемы необходимых ежегодных дополнительных бюджетных ассигнований указанных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на обозначенные цели, а также определить источники, за счет которых будет финансироваться предоставление детям первого и последующих поколений "маяковцев", страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, гарантий медицинского и лекарственного обслуживания, предусмотренных статьей 24 Закона Российской Федерации N 1244-1, должны будут органы государственной власти субъектов Российской Федерации при исполнении требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
------------------------------
1Приложение 15 к Федеральному закону от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов": соответственно рз 10 "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА", пр 03 "Социальное обеспечение населения", гп 03 государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", гп пп ом 03 4 01 "Комплекс процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний", цср вр 03 4 01 30060 300 "Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Социальное обеспечение и иные выплаты населению)", цср вр 03 4 01 51370 500 "Осуществление отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации (Межбюджетные трансферты)"; рз 10 "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА", пр 03 "Социальное обеспечение населения", гп 03 государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", гп пп ом 03 4 01 "Комплекс процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний", цср вр 03 4 01 30060 300 "Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Социальное обеспечение и иные выплаты населению)", цср вр 03 4 01 30080 500 "Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Межбюджетные трансферты)"; рз 10 "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА", пр 03 "Социальное обеспечение населения", гп 03 государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", гп пп ом 03 4 01 "Комплекс процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний", цср вр 03 4 01 30060 300 "Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Социальное обеспечение и иные выплаты населению)", цср вр 03 4 01 30890 500 "Пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Межбюджетные трансферты)"; рз 10 "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА", пр 03 "Социальное обеспечение населения", гп 03 государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", гп пп ом 03 4 01 "Комплекс процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний", цср вр 03 4 01 30060 300 "Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Социальное обеспечение и иные выплаты населению)", цср вр 03 4 01 30710 500 "Осуществление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Межбюджетные трансферты)".
2 Ответ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07 июля 2022 года N 30-5/И/7-1038 на депутатский запрос депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Кузнецова (приложение к настоящему ФИНАСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ). С. 3 (приложение).
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 14.1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 14.1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления других актов федерального законодательства или иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем, принятие Федерального закона потребует внесения:
1) соответствующих изменений в:
а) Федеральный закон от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" в части увеличения расходных обязательств федерального бюджета для последующего предоставления его необходимых дополнительных бюджетных ассигнований в виде межбюджетного трансферта бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на осуществление полномочий по предоставлению соответствующих выплат и компенсаций (мер социальной поддержки), указанных в части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации N 1244-1), детям третьего и последующих поколений граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - "маяковцы"), если родители (один из родителей) таких детей страдают заболеваниями вследствие воздействия радиации или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, что потребует принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (ответственный исполнитель - Правительство Российской Федерации);
б) Федеральный закон от 5 декабря 2022 года N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" в части увеличения бюджетных ассигнований Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставленных ему из федерального бюджета в виде межбюджетного трансферта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на осуществление полномочий по предоставлению соответствующих выплат и компенсаций (мер социальной поддержки), указанных в части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации N 1244-1, детям третьего и последующих поколений "маяковцев", если родители (один из родителей) таких детей страдают заболеваниями вследствие воздействия радиации или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, что потребует принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (ответственный исполнитель - Правительство Российской Федерации);
2) корреспондирующих изменений в:
а) периодичность и объем диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 сентября 2003 года N 457 "О медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", что потребует принятия соответствующего приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации в реализацию таких изменений (ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации);
б) форму N 1-ФР (ежемесячную) "Численность лиц, которым установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), и количество установленных ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) по категориям граждан", форму N 2-ФР (квартальную) "Численность лиц, которым установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), и количество установленных ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) по категориям граждан", форму N 4-ФР (ежемесячную) "Количество установленных ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) по категориям граждан", форму N 8-ФР (ежемесячную) "Численность лиц, которым установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), и численность лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде набора социальных услуг (НСУ), по категориям граждан", форму N 9-ФР (квартальную) "Численность граждан, имеющих право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, по категориям граждан", утвержденные Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21 сентября 2006 года N 223п "Об утверждении форм статистической отчетности по Федеральному регистру лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, для проведения мониторинга по реализации положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, статьи 121 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ", что потребует принятия соответствующего постановления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в реализацию таких изменений (ответственный исполнитель - Правление Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации);
в) форму Национального радиационно-эпидемиологического регистра "Сведения о лице, зарегистрированном в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре, и состоянии его здоровья", утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 марта 2015 года N 134н "О формах Национального радиационно-эпидемиологического регистра, порядке верификации информации, включенной в единую федеральную базу данных Национального радиационно-эпидемиологического регистра, а также доступа к ней", что потребует принятия соответствующего приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации в реализацию таких изменений (ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации);
г) форму N 15 "Сведения о медицинском наблюдении за состоянием здоровья лиц, зарегистрированных в национальном радиационно-эпидемиологическом регистре" (Приложение N 3), утвержденную приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 декабря 2016 года N 866 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья", что потребует принятия соответствующего приказа Федеральной службы государственной статистики в реализацию таких изменений (ответственные исполнители - Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральная служба государственной статистики).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.