Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений в части интеграции в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах положения о цифровом рубле.
Законопроект не противоречит актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе, не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки до внесения в Государственную Думу с учетом замечаний, изложенных в приложении к заключению.
Приложение: на 5 л.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Замечания по проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 263-Ф3 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым
1. Согласно пункту 5 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции законопроекта правила, предусмотренные частью первой Кодекса в отношении банков, распространяются на Банк России с учетом особенностей, установленных отдельными положениями Кодекса в отношении оператора платформы цифрового рубля, и на государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ".
Однако поскольку Кодексом в редакции законопроекта особенности в отношении оператора платформы цифрового рубля не устанавливаются, а вменяются отдельные обязанности, смысл предлагаемого изменения в отношении оператора платформы цифрового рубля, неясен в связи с чем оно представляется излишним.
2. Законопроектом предлагается ввести новый термин - "цифровые счета (кошельки)", при этом не учитывается, что в соответствии со статьей 11 Кодекса термин "счета" уже имеет определение (это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах).
Таким образом, для использования термина "цифровые счета" необходима соответствующая корректировка понятийного аппарата Кодекса.
3. В соответствии с пунктом 17.1 статьи 45 Кодекса в редакции законопроекта исполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов с цифрового счета (кошелька) осуществляется налогоплательщиком посредством перечисления денежных средств с использованием собственного счета.
При этом положение об использовании налогоплательщиком собственного счета требуется уточнить с учетом того, что законопроектом предусматривается использование налогоплательщиком цифрового счета (кошелька), а статья 11 Кодекса содержит понятие "счет (счета)". Необходимо конкретизировать, на какой счет налогоплательщиком перечисляются денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Более того, проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля", прилагаемым к законопроекту, предусматривается, что цифровой рубль будет функционировать в рамках специально созданной платформы цифрового рубля, переводы цифровых рублей будут совершаться исключительно в рамках этой платформы и по распоряжению владельца цифровые рубли смогут перечисляться на открытый ему банковский счет (проектируемые статья 82.6-2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", часть 7 статьи 71 Федерального закона "О национальной платежной системе").
Если под переводом цифровых рублей понимается уменьшение остатка цифровых рублей на цифровом счете (кошельке) владельца при одновременном соразмерном увеличении остатка денежных средств на его банковском счете, то в проектируемый пункт 17.1 статьи 45 Кодекса является избыточным, поскольку после пополнения своего банковского счета за счет цифровых рублей налогоплательщик, плательщик страховых взносов, плательщик сборов, налоговый агент смогут исполнять свои обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов в уже установленном Кодексом порядке посредством безналичных расчетов (например, предъявив в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств со своего банковского счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подпункт 1 пункта 6 статьи 45 Кодекса).
4. Согласно пункту 11 статьи 46 Кодекса в редакции законопроекта при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах корпоративного электронного средства платежа (персонифицированного электронного средства платежа), используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать задолженность, в том числе за счет денежных средств на цифровом счете (кошельке), в порядке, предусмотренном пунктом 16 указанной статьи.
При этом указанный пункт не содержит порядка взыскания налоговым органом задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя за счет денежных средств на цифровом счете (кошельке), равно как не определяет очередность взыскания задолженности при наличии у должника денежных средств на счетах в банке, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах, а также при наличии электронных денежных средств.
Замечание аналогичного характера можно отнести также к проектируемым нормам статьи 48 Кодекса, пункту 13 статьи 76 Кодекса: в указанных статьях отсутствуют соответственно порядок взыскания задолженности с цифровых счетов (кошельков) и порядок приостановления операций по цифровому счету (кошельку).
Кроме того, неясно, каким образом возможно взыскание задолженности за счет денежных средств на цифровом счете (кошельке), если указанные денежные средства (цифровые рубли) обращаются только в рамках цифровой платформы.
В таком случае корректно предоставить налоговому органу возможность давать поручение на увеличение остатка денежных средств на банковском счете должника за счет соразмерного уменьшения остатка цифровых рублей на его цифровом счете (кошельке) с введением обязанности исполнения такого поручения оператором цифровой платформы и определением меры ответственности за его неисполнение.
Следует также предусмотреть обязанность оператора платформы цифрового рубля сообщать в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках цифровых рублей налогоплательщика - организации на цифровом счете (кошельке), операции по которому приостановлены.
5. Пунктом 2.1 статьи 86 Кодекса в редакции законопроекта устанавливаются дополнительные обязанности банков по представлению необходимых для целей налогового контроля сведений в отношении владельцев цифровых счетов (кошельков).
Однако неясна целесообразность возложения указанных обязанностей на банки, в связи с тем что такую информацию может предоставить оператор платформы цифрового рубля.
Кроме того, указанный пункт не содержит указания на случаи, когда документы и информация могут быть запрошены налоговыми органами.
6. Положениями проектируемой статьи 86.4 Кодекса на оператора платформы цифрового рубля возлагаются полномочия по предоставлению налоговому органу сведений о цифровых счетах (кошельках) и об их владельцах.
При этом не урегулирован вопрос исполнения оператором платформы цифрового рубля указанной обязанности в отношении цифровых счетов (кошельков) инвестиционного товарищества.
Кроме того, предусматриваемые приведенной статьей обязанности не обеспечены необходимыми мерами ответственности.
7. Абзацем шестым пункта 1 статьи 2 законопроекта предлагается освободить от обложения налогом на добавленную стоимость осуществление оператором платформы цифрового рубля операций по предоставлению результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, в том числе программного обеспечения, с целью осуществления переводов с использованием платформы цифрового рубля.
Предложенная редакция указанной нормы в части освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по предоставлению результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации требует дополнительного обоснования и не поддерживается.
Что касается освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по предоставлению программного обеспечения с целью осуществления переводов с использованием платформы цифрового рубля, то в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от обложения налогом на добавленную стоимость уже освобождена реализация исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. В связи с этим дополнительное регулирование в указанной части не требуется.
8. Поскольку статьей 3 законопроекта предлагается уточнить нормы частей 17 и 18 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в целях возложения на налоговые органы обязанности по предоставлению установленной указанными частями информации оператору платформы цифрового рубля, целесообразно соответствующие нормы изложить в виде переходных положений с учетом дня вступления в силу соответствующего федерального закона.
9. Статья 4 законопроекта определяет порядок вступления федерального закона в силу, а именно с 1 апреля 2023 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2024 г.
Статьей 5 Кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Таким образом, предусматриваемый порядок вступления в силу федерального закона не соответствует статье 5 Кодекса. Кроме того, при этом не учитывается необходимость уточнения нормативных правовых актов ФНС России и доработки информационной инфраструктуры налоговых органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 3 апреля 2023 г. N 557-П13 "Заключение на проект федерального закона N 384598-8 "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 263-Ф3 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым"
Опубликование:
-