Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается предоставить гражданам право запретить раскрывать и (или) предоставлять любым лицам, кроме их лечащих врачей, любую информацию о состоянии их здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи без их письменного или электронного согласия. Законопроект разработан в целях обеспечение защиты прав и свобод человека при обработке его персональных данных, в том числе для снижения случаев злоупотребления правом медицинских организаций получать и использовать сведения, содержащие врачебную тайну пациента, без его согласия.
Концепция законопроекта предполагает создание возможности для гражданина получить в доступной для него форме всю имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" или в письменном виде, чтобы гражданин мог запретить раскрывать и (или) предоставлять любую информацию о его здоровье любым лицам, кроме его лечащего врача, без его письменного или электронного согласия. Таким образом, в случае обращения пациента к медицинскому работнику, которому требуется скрытая пациентом информация для оказания медицинских услуг, он должен запросить у пациента разрешение на её использование.
В настоящее время частью 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в 11 случаях. Например, в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, или при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений и т.д. То есть предоставление указанных сведений без согласия гражданина может быть осуществлено только при непосредственной угрозе здоровью пациента или при создании угрозы общественной безопасности, что является обоснованной причиной для использования данных, содержащих врачебную тайну, без согласия пациента.
Однако среди указанных случаев также закреплено, что возможность обработки персональных данных пациента без его согласия может быть осуществлена в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг. То есть данные, содержащие информацию об обращении гражданина за оказанием медпомощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иных сведениях, полученные при его медицинском обследовании и лечении (то есть врачебная тайна), могут передаваться при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинской информационной системе. Таким образом, неограниченный круг лиц, работающих в медицинских организациях, связанных с оказанием медицинских услуг в рамках ОМС, вправе получать весь объем информации о пациенте без его согласия и уведомления.
В результате текущее законодательство создает предпосылки для увеличения случаев неправомерного использования сведений, составляющих врачебную тайну граждан, поскольку у широкого круга лиц есть возможность получить всю информацию о конкретном пациенте без его согласия и уведомления. Так, например, на незаконных торговых площадках в даркнете широко представлены услуги продавцов по продаже сведений, содержащих врачебную тайну. Злоумышленники, работающие в медицинских организациях, пользуются возможностью запрашивать такую информацию в медицинской информационной системе без уведомления гражданина и используют их в незаконных целях. Кроме того, в ряде городов, например в городе Москве, практикуется предоставление медицинской информации пациентов искусственному интеллекту для диагностики и прогнозирования заболеваний. Однако ряд граждан относится с недоверием к технологиям искусственного интеллекта и должен иметь право запретить использование своих персональных данных искусственным интеллектом.
В этой связи законопроектом предлагается предоставить право гражданам запретить раскрывать и (или) предоставлять любым лицам, кроме лечащего врача, любую информацию о состоянии его здоровья без его согласия. Таким образом, у граждан появится возможность ограничить просмотр и использование чувствительных для них сведений о конкретных медицинских вмешательствах от неограниченного круга работников медицинских организаций без их согласия. В результате граждане смогут сузить круг лиц, которые могут воспользоваться в неправомерных целях чувствительными для них сведениями, одним или несколькими людьми в лице лечащих врачей.
Принятие законопроекта позволит исключить правовые основания для возможного злоупотребления правом медицинских организаций получать сведения, содержащие врачебную тайну пациента, без его согласия, а также будет способствовать увеличению защищенности прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения средств федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесение изменений в приказ Минздрава России от 07.09.2020 N 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов" в части определения порядка ограничения и предоставления доступа к информации, которую пациент запретил раскрывать и (или) предоставлять, кроме своего лечащего врача, а также предоставления согласия гражданина в письменном или электронном виде для обработки персональных данных в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг. Указанный порядок должен предусмотреть обязанность медицинского работника, у которого нет доступа к персональным данным пациента, запрашивать письменное или электронное (через "Госуслуги") согласие пациента на обработку персональных данных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.