Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 20 июня 2023 г. N 3.1-02/2319@
по Федеральному закону "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
принятому Государственной Думой 20 июня 2023 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 337250-8) внесен в Государственную Думу 14 апреля 2023 года депутатами Государственной Думы А.В. Горелкиным, Р.В. Любарским, А.Ю. Кирьяновым, С.И. Морозовым, Г.О. Паниным, В.А. Петровым, А.И. Немкиным и был принят Государственной Думой 18 мая 2023 года в первом чтении, 14 июня 2023 года - во втором чтении, 20 июня 2023 года - в третьем чтении.
Рассматриваемый Федеральный закон дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьей 13.11.2, устанавливающей административную ответственность за незаконное использование в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет" либо подключение к этим информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин иных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Ответственность за совершение указанных правонарушений устанавливается в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до семисот тысяч рублей.
В целях обеспечения механизма реализации новых норм КоАП РФ Федеральный закон наделяет должностных лиц органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных новой статьей 13.11.2 КоАП РФ, а рассмотрение дел о таких правонарушениях относит к исключительной компетенции судей. Для этого Федеральным законом вносятся изменения в часть 1 статьи 23.1 и пункт 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Кроме того, Федеральным законом вносится изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, предусматривающее установление годичного срока давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных новой статьей 13.11.2 КоАП РФ. При этом в соответствии с вносимым в пункт 1 части 3.5 статьи 28.1 КоАП РФ изменением орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сможет возбуждать дела об указанных административных правонарушениях без проведения контрольных мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом.
Рассматриваемый Федеральный закон направлен на создание механизма обеспечения исполнения положений частей 8 и 9 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", вступивших в силу с 1 марта 2023 года.
В соответствии со статьей 2 рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и (или) федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.