Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике (далее - комитет) рассмотрел в пределах своей компетенции Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение режима военного положения и об уточнении порядка задержания транспортных средств), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 июня 2023 года (проект N 10316-8 внесен Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан и депутатом Государственной Думы Р.М. Марданшиным).
По относящимся к вопросам ведения комитета нововведениям отмечаем, что Федеральный закон содержит меры, направленные на борьбу с нелегальными перевозками пассажиров. С целью пресечения правонарушений, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автобусами, трамваями или троллейбусами при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, Федеральный закон предусматривает в качестве обеспечительной меры возможность задержания транспортного средства до устранения причины задержания. Расходы на перемещение и хранение транспортного средства будут возложены на перевозчиков, что позволит снять финансовую нагрузку на местные и региональные бюджеты.
В настоящее время в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок. Использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей. Однако в связи с тем, что этот вид деятельности является прибыльным, указанные санкции являются недостаточно эффективными в борьбе с нелегальными перевозками. В этой связи предлагается применять задержание транспортного средства до устранения причины задержания.
Под задержанием транспортного средства понимается принудительное перемещение транспортного средства на специализированную стоянку и хранение его на этой стоянке. Это перемещение может осуществляться как с помощью другого транспортного средства, так и путем самостоятельного перемещения водителем данного транспортного средства.
Необходимость ужесточения мер административного воздействия на нелегальных перевозчиков обусловлена тем, что такая противоправная деятельность является препятствием для развития цивилизованных регулярных пассажирских перевозок, так как такие перевозки "перетягивают" на себя пассажиропоток, предлагая более низкую стоимость перевозки, имея значительно меньшие издержки из-за невыполнения обязательных требований.
Одной из мер по решению этой проблемы стало введение лицензирования заказных перевозок. Однако проблема до конца не решена, так как требует комплексного подхода.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.