За 23 года действия Федерального закона от 01.05.1999 N 94 "Об охране озера Байкал" (далее - Закон) в него было внесено 22 изменения, в том числе 7 изменений в период с 2019 по 2022 гг. За этот же период во исполнение Закона были приняты десятки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, напрямую им предусмотренных, а также поправки к ним. При этом на рассмотрении в Государственной Думе и в проработке Правительства Российской Федерации находятся еще несколько законодательных инициатив, затрагивающих правовое регулирование отношений на Байкальской природной территории.
Установив в 1999 г. нормы в области охраны и социально-экономического развития Байкальской природной территории, данный комплексный законодательный акт одновременно определил круг специальных вопросов отраслевого регулирования гражданско-правовых, административно-правовых, земельных, лесных, водных, градостроительных и иных отношений. Также Законом были затронуты вопросы организации туризма и отдыха, регулирования в сфере территорий традиционного природопользования, особенностей охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений, установлен ряд других норм.
С учетом динамично развивающихся общественных отношений и законодательного регулирования двух последних десятилетий положения действующего законодательства об охране озера Байкал начали входить в конфликт с иными кодифицированными и некодифицированными законодательными актами, успевшими существенно поменять несколько редакций и содержательное наполнение ключевых понятий. Таким образом, действующее отраслевое законодательство со временем вошло в коллизии с Законом и изданными во его исполнение подзаконными актами, а также с его первоначальным концептуальным смыслом в системе действующего правового регулирования.
Данные противоречия между законодательными актами и наслоением друг на друга на одной и той же территории различных правовых режимов (режим объекта всемирного природного наследия, режим Байкальской природной территории, режим заповедников и национальных парков как видов особо охраняемых природных территорий, режим категорирования в рамках земельного законодательства и режим деления лесов в рамках лесного законодательства и т.д.) с учетом множества аспектов правоприменительной практики привели к негативным последствиям в различных сферах общественных отношений, создали риски экологической безопасности и торможения социально-экономического развития Байкальской природной территории, поразили в правах ряд категорий граждан. Свидетельством этому является целый ряд судебных актов от решений различных судов общей юрисдикции до определений Конституционного Суда Российской Федерации и предписаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Не изменяя базовых природоохранных норм, предусмотренных общим и специальным природоохранным законодательством, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал" и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"" (далее - Законопроект) направлен на предметное решение накопившихся проблем и вопросов, касающихся экологической безопасности и социально-экономического развития Байкальской природной территории.
В этой связи законодательной инициативой статья 25.1 Закона дополняется отдельными точечными положениями, устанавливающими ограниченные по времени и предмету исключения из общего правового режима, решающими проблемы экологического и социально-экономического развития Байкальской природной территории, а именно:
1) определяется перечень конкретных случаев, при которых допускается проведение сплошных рубок лесных насаждений с ограничением действия указанной нормы до 31.12.2030. В соответствии с проектируемой нормой и приложениями к Законопроекту устанавливается следующий перечень объектов, при строительстве, реконструкции и эксплуатация которых разрешаются сплошные рубки лесных насаждений: сооружения инженерной защиты территорий и объектов (селезащитные и иные гидротехнические сооружения), объекты систем коммунальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения функционирования населенных пунктов и особой экономической зоны "Ворота Байкала", автомобильные дороги соответствующего значения, противопожарные разрывы, линейные объекты.
2) устанавливается повышенный в сравнении с общим нормативом объем мероприятий по лесовосстановлению и компенсационным посадкам деревьев и кустарников относительно объема вырубленных лесных насаждений и отдельных деревьев и кустарников;
3) устанавливается дополнительный по сравнению с общими требованиями природоохранного законодательства охранный механизм комплексного экологического обследования территории, на которой планируется осуществление хозяйственной деятельности и связанных с ней последствий при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства и некапитальных строений и сооружений в границах особой экономической зоны "Ворота Байкала", для строительства которых требуется проведение сплошных рубок. Материалы комплексной экологического обследования территории, на которой планируется осуществление хозяйственной деятельности и связанных с ней последствий в силу закона определяются в качестве самостоятельного объекта государственной экологической экспертизы федерального уровня, что находит выражение в проектируемом подпункте 7.8-1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
4) определяется перечень конкретных случаев, при которых допускается перевод земель лесного фонда в иные категории земель с ограничением действия указанной нормы до 31.12.2025. В соответствии с проектируемой нормой и приложениями к Законопроекту устанавливается следующий перечень случаев: при организации и создании военных и гражданских захоронений, при установлении документами территориального планирования границ населенных пунктов в пределах фактически занятой ими территории по состоянию на 01.01.2018, перевода земель в земли населенных пунктов внутри границ населенных пунктов, сведения о которых внесены в ЕГРН:
Редакция Законопроекта разработана с учетом поступивших на него замечаний и предложений от федеральных и региональных органов власти, Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов федерации Байкальского региона и поддерживается ими. Реализация Законопроекта не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации, а также не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал" и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории".
Обоснование необходимости подготовки: внесение изменения в статью 25.1 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал". Изложение предполагаемых правовых предписаний: дополнение исключения, содержащегося в пункте 4 перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"" потребует принятия акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего перечень сооружений, объектов и мероприятий, для строительства, реконструкции и эксплуатации которых потребуется проведение сплошных рубок, и реализацию соответствующих мероприятий по охране окружающей среды.
Сроки подготовки: к сроку принятия проекта федерального закона в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.