Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 391734-8 "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект) обусловлена необходимостью урегулирования сложившейся правовой неопределенности, связанной с невозможностью осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на отдельных территориях, связанных со стационарными объектами, в которых осуществление указанной деятельности разрешено.
Так, в частности, нормами статьи 16 действующей редакции Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), не предусмотрена возможность розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории летних (сезонных) кафе.
При этом указанные некапитальные объекты, которые представляют собой веранды, помосты, "дворики" и прочее, являются неотъемлемой частью стационарного ресторана или кафе, а также служат для обслуживания питанием и/или напитками его посетителей.
Вследствие такой правовой неопределенности обслуживание посетителей сезонных (летних) кафе алкогольными напитками образует предмет административного правонарушения, выражающегося в нарушении особых требований к розничной продаже алкогольной продукции (часть 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и влекущее за собой наказание для организации, в том числе, в виде внесудебного аннулирования лицензии в соответствии с частью 3.2 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, а для посетителя - административное наказание за распитие алкогольной продукции в запрещенных местах в соответствии со статьей 20.20 КоАП РФ.
Для урегулирования указанной неопределенности на территории Москвы в 2022 г. в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 апреля 2022 г. N 610-ПП "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" был утвержден и проведен специальный эксперимент, в рамках которого допускалась розничная продажа алкогольной продукции на летних верандах кафе и ресторанов. Эксперимент не распространялся на территории, прилегающие к различным медицинским организациям.
Результаты эксперимента на фоне изменившейся структуры потребления алкогольной продукции населением показали, что либерализация регулирования розничной продажи алкогольной продукции на летних верандах не приведет к увеличению объемов потребления алкогольной продукции, и не будет противоречить национальному проекту "Демография", направленному в том числе на снижение потребления алкоголя в Российской Федерации, поскольку функционирование летних "сезонных" кафе не предполагает открытие новых стационарных торговых объектов или объектов общественного питания. Такие оборудованные площадки носят сезонных характер, являются временными конструкциями, а порядок их функционирования и оборудования определяется нормативными правовыми актами правительства субъектов Российской Федерации.
Наоборот, указанная инициатива направлена на оказание поддержки добросовестным хозяйствующим субъектам при осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания в текущих экономических условиях, что будет способствовать развитию конкуренции, а также окажет положительное влияние на всестороннее развитие внутреннего туризма в стране.
Таким образом, законопроект направлен на закрепление в законодательстве положений, позволяющих осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в сезонном (летнем) кафе, прилегающем к стационарному объекту общественного питания, место нахождение которого указано в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, при условии соблюдения требований к розничной продаже алкогольной продукции, а также при наличии заключения о соответствии сезонного (летнего) кафе требованиям к размещению и обустройству сезонных (летних) кафе.
Закрепление в законодательстве положений, позволяющих осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в летних (сезонных) кафе, позволит создать стабильные и понятные условия для продажи алкогольной продукции на таких летних террасах.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В связи с принятием законопроекта признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо актов федерального законодательства не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Реализация положений проекта федерального закона будет осуществляться в рамках текущего финансирования.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует внесения изменений в иные законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.