Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 390361-8 "О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 января 2023 г. N 1-П по делу о проверке конституционности статьи 15 и пункта 2 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 106 и части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "НИКА-ПЕТРОТЭК".
Согласно пункту 1 резолютивной части указанного Постановления взаимосвязанные пункт 2 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации (статьям 19 (часть 1), 35 (часть 1), 44 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) в той мере, в какой они препятствуют возмещению лицу, участвующему в деле об оспаривании решения Роспатента, расходов, ранее понесенных им в связи с рассмотрением этим государственным органом возражения против выдачи патента на изобретение, притом что в системе действующего правового регулирования какой-либо механизм эффективной защиты права на возмещение таких расходов отсутствует.
Согласно пункту 2 статьи 1248 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, защита интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, географические указания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением, осуществляется в административном порядке (пункт 2 статьи 11 ГК РФ) соответственно федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом) и федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям (Минсельхозом России), а в случаях, предусмотренных статьями 1401 - 1405 ГК РФ, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 1401). Решения этих органов вступают в силу со дня принятия. Они могут быть оспорены в суде в установленном законом порядке.
Законопроектом пункт 2 статьи 1248 ГК РФ дополняется положением о том, в случае рассмотрения спора в административном порядке расходы стороны спора, связанные с соблюдением такого порядка, подлежат возмещению лицу, в чью пользу федеральным органом исполнительной власти принято решение, другой стороной спора.
Предусматривается, что такие расходы состоят из патентных и иных пошлин, а также издержек, включающих в себя денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату в разумных пределах услуг патентных поверенных, адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные в связи с рассмотрением спора. В случае, если по результатам рассмотрения спора принято решение о частичном удовлетворении требований, расходы подлежат возмещению стороне спора пропорционально объему удовлетворенных требований.
По результатам принятия законопроекта предполагается внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающих, что расходы, возмещенные стороне спора в соответствии с законопроектом, в случае удовлетворения судебного иска об оспаривании решения, принятого в административном порядке, подлежат перераспределению на проигравшую сторону.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также международным обязательствам, следующим из иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие соответствующего Федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие соответствующего Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу или приостановления федеральных законов.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России, соисполнители - Минюст России, Роспатент.
Срок подготовки - по истечении одного месяца со дня принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: установление в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации положений, определяющих возможность перераспределения расходов, которые возмещены стороной проигравшей в споре, рассмотренном в административном порядке.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1248 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.