Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект разработан в связи с необходимостью урегулирования порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) и налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) старательской деятельности, в сфере которой регулирование отношений Правительством Российской Федерации предлагается осуществлять в соответствии с федеральным законом "О старательской деятельности" (соответствующий проект N 343102-8 находится на рассмотрении Государственной Думы).
Законопроектом предлагается:
распространить на операции по реализации драгоценных металлов, добытых старателями в соответствии с федеральным законом "О старательской деятельности", институт налогового агентирования, предусматривающий исчисление и уплату в бюджет НДС налоговыми агентами - покупателями указанных драгоценных металлов (за исключением операций, указанных в подпункте 9 пункта 3 статьи 149 и подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
освободить от налогообложения доходы, полученные старателями в налоговом периоде от продажи золота, добытого ими на старательском участке, общий вес которого не превышает 1 кг в химически чистом виде.
Поскольку введение института налогового агентирования по НДС положительно зарекомендовало себя, его распространение на операции по реализации старательского золота должно способствовать эффективности администрирования указанных операций.
Однако, обращается внимание, что индивидуальные предприниматели могут быть плательщиками НДС только в том случае, если они применяют общую систему налогообложения, что для данной категории предпринимателей маловероятно. В связи с этим востребованность предлагаемой законопроектом нормы представляется крайне низкой (если только стимулом к применению общей системы налогообложения не станет предлагаемая законопроектом льгота по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
При этом обращается внимание, что в случае утраты индивидуальным предпринимателем, осуществляющим старательскую деятельность, права на применение упрощенной системы налогообложения за прошедшие периоды, возложение обязанностей налогового агента по НДС на покупателя драгоценных металлов, добытых этим индивидуальным предпринимателем, за прошедшие налоговые периоды по указанному налогу представляется необоснованной.
Законопроект не раскрывает, что предлагается понимать под драгоценными металлами, добытыми старателями. В пояснительной записке к законопроекту указано, что законопроект разработан с учетом особенностей использования и обращения драгоценных металлов, добытых старателями в соответствии с проектом федерального закона "О старательской деятельности". Однако, проект федерального закона "О старательской деятельности" не устанавливает такие особенности, а согласно его проектируемой статье 16 использование и обращение золота, добытого старателями, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ), с учетом особенностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Исходя из определения добычи драгоценных металлов, содержащегося в Федеральном законе от 26.03.1998 N 41-ФЗ), следует, что под добытыми драгоценными металлами понимаются драгоценные металлы, извлеченные из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
В связи с этим, а также принимая во внимание, что подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ уже предусмотрено освобождение от налогообложения НДС операций по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа, а также реализация драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, и банкам, предлагается конкретизировать какие именно операции с драгоценными металлами предлагается облагать НДС с применением института налогового агентирования. При этом следует учитывать некоторые особенности, установленные статьей 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ в отношении порядка распоряжения самородками драгоценных металлов.
Также предлагается обсудить вопрос целесообразности возложения функций налогового агента по НДС на Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, организации, изготавливающие банкноты и монету Банка России в случае, если при покупке ими драгоценных металлов, добытых старателями, у них будет возникать объект налогообложения НДС.
С учетом определений драгоценных металлов (которые могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде), а также добычи драгоценных металлов, содержащихся в Федеральном законе от 26.03.1998 N 41-ФЗ, представляется целесообразным конкретизировать товар, доходы от продажи которого освобождаются у индивидуального предпринимателя от налогообложения НДФЛ, а также уточнить возможность (порядок) определения золота в химически чистом виде в реализуемом старателем товаре в целях определения освобождаемого от налогообложения дохода.
По мнению Комитета, в дополнительном обсуждении нуждается вопрос поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения старательских участков налогов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями при осуществлении на таких участках старательской деятельности (в том числе в виде компенсации за возможный экологический ущерб, который указанные субъекты Российской Федерации могут понести в результате осуществления старателями указанной деятельности). Так, в настоящее время согласно статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации признаются:
суммы налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога (по нормативу 100 процентов);
суммы налога, взимаемого в связи с применением специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", в том числе минимального налога (по нормативу 54 процента);
НДФЛ (за исключением НДФЛ в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 БК РФ и абзацах пятом и пятьдесят четвертом пункта 2 статьи 56 БК РФ) (по нормативу 85 процентов);
НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей (по нормативу 74 процента).
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 15 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.
Между тем, уплата (перечисление) указанных налогов предусмотрена по месту жительства индивидуального предпринимателя, что будет означать отсутствие поступлений от указанных налогов в субъекты Российской Федерации, на территории которых будет осуществляться старательская деятельность индивидуальными предпринимателями, место жительства которых находится в других субъектах Российской Федерации.
В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос о возможности особого порядка постановки индивидуальных предпринимателей, осуществляющих старательскую деятельность, на учет в налоговых органах, а именно - их постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения старательских участков.
Также предлагается обсудить вопрос о возможности администрирования налоговыми органами индивидуальных предпринимателей, осуществляющих старательскую деятельность и применяющих специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (принимая во внимание, что осуществлять такую деятельность может индивидуальный предприниматель, местом жительства которого является субъект Российской Федерации, участвующий в эксперименте по установлению указанного специального налогового режима).
Положения статьи 2 законопроекта следует привести в соответствие с требованиями статьи 5 НК РФ.
У Счетной палаты Российской Федерации замечания и предложения к законопроекту отсутствуют.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 343104-8 "О внесении изменений в статьи 161 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.