Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по малому и среднему предпринимательству
на проект федерального закона N 343102-8 "О старательской деятельности"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 343102-8 "О старательской деятельности" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается ввести регулирование отношений, связанных с деятельностью граждан Российской Федерации, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), по поиску и добыче золота на непромышленных месторождениях на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации (далее - старательская деятельность).
Законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений по итогам встречи с представителями общественности Дальнего Востока, утвержденного Президентом Российской Федерации 25.10.2019 N Пр-2196, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручено представить предложения по законодательному урегулированию деятельности по добыче ИП россыпного золота, в том числе условий осуществления такой деятельности и порядка сбыта добытого золота государству, а также об усилении ответственности за добычу россыпного золота без лицензии.
Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р, предусмотрено совершенствование нормативно-правового обеспечения недропользования путем, в том числе, установления упрощенного порядка добычи россыпного золота ИП.
Кроме того, в соответствии с Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 N 2464-р, для обеспечения инвестиционной привлекательности сферы добычи полезных ископаемых предусматривается предоставление права пользования недрами для добычи золота гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве ИП ("вольный принос").
На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, разрешающие ИП добывать драгоценные металлы и камни. Так, согласно действующей редакции статьи 4 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" добыча драгоценных металлов и драгоценных камней разрешена только юридическим лицам (организациями).
Законопроект является специальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере старательской деятельности, в том числе в части категории лиц, имеющих право заниматься старательской деятельностью, а также оснований и условий для осуществления старательской деятельности и ее прекращения.
Согласно законопроекту, получение статуса "старателя" должно быть наиболее простым и удобным для граждан. Исходя из этого основанием для осуществления старательской деятельности является договор безвозмездного пользования старательским участком (заключается на 3 года), а также разрешение на осуществление старательской деятельности, выданное органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за старательской деятельностью на основании указанного договора. Получение каких-либо дополнительных лицензий и разрешений, иных документов, подтверждающих право занятия старательской деятельностью, не требуется (за исключением случая прекращения старательской деятельности при достижении уровней добычи 30 килограммов).
Ввиду того, что географические и климатические особенности отдельных регионов Российской Федерации, потенциально пригодных для осуществления деятельности по добыче россыпного золота, не позволяют осуществлять указанную деятельность в течение всего календарного года, в результате чего срок, необходимый для полного освоения предоставленного участка недр, может значительно увеличиваться.
В связи с чем законопроектом предусмотрено продление договора безвозмездного пользования старательским участком на срок не более 3 лет по соглашению сторон, при условии отсутствия информация о выявленных в рамках регионального государственного контроля (надзора) за старательской деятельностью и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Для обеспечения доступности и открытости информации об осуществлении старательской деятельности, удобства оформления статуса "старателя", эффективности взаимодействия граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления законопроект предусматривает создание и использование специальной федеральной информационной системы старательской деятельности, доступ к которой обеспечивается посредством официального сайта в сети "Интернет".
Кроме этого, законопроектом устанавливаются особенности предоставления отчетности ИП, осуществляющими старательскую деятельность, а также особенности осуществления государственного контроля (надзора) за старательской деятельностью уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, в целях формирование полной и достоверной информации о способах и видах работ, осуществленных на старательском участке за отчетный период, старатель предоставляет в уполномоченный орган декларацию о старательской деятельности, содержащую в том числе информацию о способах и видах работ, осуществленных старателем за отчетный период, об объемах древесины, заготовленной и использованной старателем в целях осуществления старательской деятельности, а также об объеме добытой породы.
Контроль за осуществлением старательской деятельности планируется возложить на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 17).
Старатель самостоятельно определяет способы и методы ведения работ при осуществлении старательской деятельности.
При этом законопроектом предусмотрены определенные запреты и требования, направленные на минимизацию вреда окружающей среде. Так, согласно части 8 статьи 12 законопроекта, при осуществлении старательской деятельности не допускается:
1) применение взрывных работ;
2) применение загрязняющих веществ;
3) снятие поверхностного слоя земли на глубину более 5 метров;
4) использование оборудования мощностью более 5 киловатт, за исключением транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых составляет не более 3500 килограммов;
5) использование химических способов добычи золота.
Кроме того, на старателя возлагается обязанность произвести восстановление старательского участка по завершении старательской деятельности (выравнивание поверхностного слоя земли, вывоз мусора и ликвидация загрязнений, вызванных старательской деятельностью, снос (демонтаж) некапитальных строений и сооружений и др.).
Вместе с тем ИП, у которого отсутствует опыт или подробные знания технологического процесса, в большинстве случаев будут не в состоянии соблюсти все требования законодательства Российской Федерации, предъявляемые к осуществлению старательской деятельности, в том числе, по обеспечению безопасности ведения работ, технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, сохранности добытого золота и охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 законопроекта численность привлекаемых одним старателем наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, не должна превышать десять человек.
На существующие малые предприятия с таким же количеством работников распространяются положения закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-I (далее - Закон о недрах), в частности, обязанность в получении лицензии, по проведению предварительного геологического изучения и государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, разработки технического проекта.
Таким образом, для ИП создаётся преференциальный режим, в то время как малые предприятия будут вынуждены продолжать выполнять все положения Закона о недрах.
Согласно пояснительным материалам законопроект направлен на легализацию старательской деятельности. За незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность.
Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по статье 191 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга) в 2020 году привлечено 28 человек, в 2021 году - 47, а в 2022 - 54. При этом из указанной статистики невозможно выделить добычу из оборота, а также драгоценные камни и иные драгоценные металлы. Кроме того, статистика в публичном доступе по статье 15.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней либо последующее совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями) отсутствует.
В контексте сказанного представляется важным проведение мониторинга оценки основных целей регулирования законопроекта.
Старательская деятельность является тяжелой, требующей серьезных трудовых затрат, осуществляется в труднодоступных, малонаселённых местах и сопряжена с большим количеством рисков, в том числе финансовых, имеет непредсказуемый финансовый результат.
Принятие законопроекта должно способствовать созданию прозрачного регулирования старательской деятельности, установлению понятного и удобного способа осуществления старательской деятельности гражданами, а также содействовать развитию золотодобывающей отрасли в целом.
На основании изложенного Комитет поддерживает проект федерального закона N 343102-8 "О старательской деятельности" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.В. Дёмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.