Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 405773-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 13 плана мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. N 1797-р в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 1231-р, в целях сближения положений страхового законодательства Российской Федерации с нормами международного регулирования.
Законопроект направлен на создание российскими страховщиками эффективной и рациональной системы корпоративного управления, сопоставимой с нормами международного регулирования.
Законопроект в целях эффективного функционирования финансового рынка в рамках Евразийского экономического союза 1 предусматривает положения, направленные на поэтапную гармонизацию регулирования и надзора за финансовым рынком в соответствии с международными принципами и общими принципами (рекомендациями), что предусмотрено Концепцией формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза 2. В связи с чем при подготовке законопроекта рассматривался в том числе опыт европейских стран 3 в части внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию и надзору за страховым рынком, а также модернизации требований финансовой устойчивости страховщиков. Изменения, предусмотренные законопроектом, также учитывают принципы надзора за страховой деятельностью, установленные Международной ассоциацией страховых надзоров и наилучшие мировые практики в области риск-ориентированного регулирования и надзора за страховым рынком.
Законопроектом предусматривается разрешение страховым организациям совмещать страховую деятельность с иными предусмотренными для них федеральными законами видами деятельности, в том числе с деятельностью дилера, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), что позволит им получить лицензию на осуществление дилерской деятельности и стать участником торгов на биржевом фондовом рынке без посредников. Лицензия дилера не предполагает дополнительных обязательств страховой организации, которые могли бы нарушить ее финансовую устойчивость, учитывая то, что у дилера есть только обязанность осуществить сделку по объявленной им цене и параметрам. При этом необходимо отметить, что на рынке ценных бумаг практически нет участников, осуществляющих исключительно дилерскую деятельность: дилерская деятельность является дополнительной к, например, брокерской, банковской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами. На текущий момент страховые организации вправе заключать сделки на внебиржевом рынке самостоятельно без посредников. Вместе с тем, для приобретения ценных бумаг на бирже они обязаны привлекать посредников, что повышает издержки и создает определенный арбитраж с другими финансовыми организациями. Таким образом, лицензия на осуществление дилерской деятельности требуется страховой организации с целью снижения издержек на посредников посредством прямого доступа к организованным торгам и будет играть вспомогательную роль при осуществлении основной страховой деятельности, повышая доходы и потребительскую ценность страхования для клиентов.
В целях исключения избыточной регуляторной нагрузки и регуляторного арбитража при получении страховыми организациями лицензии на осуществление дилерской деятельности, законопроектом предлагается не распространять на страховые организации положения статей 10.1 и 10.1-2 Закона о рынке ценных бумаг.
Проектируемыми нормами устанавливается, что отзыв у страховой организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицензии на осуществление страховой деятельности является основанием для отзыва лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
Законопроект наделяет Банк России полномочиями определять особенности осуществления профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг при совмещении с иной деятельностью, в том числе с деятельностью в сфере страхового дела.
В связи с внедрением Банком России риск-ориентированного подхода к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков 4, в основу которого заложены механизмы, позволяющие своевременно выявлять риски недостаточности активов с учетом объема обязательств, законопроектом предлагается изменить требования к размеру минимального уставного капитала страховых организаций, отменив нормы о его дальнейшем поэтапном повышении.
Требования к размеру уставного капитала, по своей сути, выступают лишь условием допуска новых страховых организаций на рынок. Для указанных целей требования к размеру уставного капитала, установленные Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", являются на текущий момент соразмерными рыночным условиям и не требуют повышения, запланированного к 1 января 2024 года.
Изменения в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании), предлагаемые статьей 1 законопроекта, также предусматривают:
- создание страховщиками комплексной системы управления рисками и собственными средствами (капиталом) в зависимости от характера и масштаба деятельности страховщика, уровня и сочетания принимаемых рисков;
- совершенствование системы внутреннего контроля страховщика.
При этом Банк России наделяется полномочиями по установлению требований к системам управления рисками и собственными средствами (капиталом), внутреннего контроля, противодействия мошенничеству в страховании, а также к выявлению страховщиками конфликта интересов и управлению конфликтом интересов.
В части внедрения количественных требований к капиталу путем модернизации текущих требований законопроект вместо "нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств" вводит "нормативы достаточности собственных средств (капитала)" страховщика. Банк России своим нормативным актом будет устанавливать методику расчета нормативов достаточности собственных средств (капитала) страховщика.
В рамках нового подхода к регулированию финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков устанавливаются требования к активам страховщика с минимальными количественными ограничениями. Проектируется, что активы страховщика должны быть свободны от обременений для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию. В связи с чем проектируемое регулирование снимает ограничение на выдачу страховщиками займов за счет собственных средств (капитала).
Также исключается понятие "средства страховых резервов", так как новые подходы к регулированию платежеспособности страховщиков учитывают все активы и обязательства страховщика и связанные с ними риски без соотнесения отдельных активов с конкретными обязательства. Объем активов, необходимых для исполнения обязательств, определяется величиной сформированных страховых резервов. Вместе с понятием "средства страховых резервов" исключаются пункты 3 и 4 статьи 26 Закона о страховании, так как новые подходы к регулированию платежеспособности подразумевают контроль достаточности активов для исполнения всех обязательств страховщика.
Кроме того, в качестве механизма надзора за качественными требованиями финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков законопроект наделяет Банк России полномочием проводить оценку систем управления рисками и капиталом, а также внутреннего контроля страховщиков, аналогичную оценке указанных систем кредитных организаций (статья 57.2 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). При этом Банк России при выявлении несоответствий в рамках проводимой оценки будет устанавливать размер индивидуального предельного значения нормативов достаточности собственных средств (капитала) страховщика. Размер указанного индивидуального предельного значения норматива достаточности собственных средств (капитала) не может превышать значение норматива достаточности собственных средств (капитала) страховщика, установленное нормативным актом органа страхового надзора, более, чем на десять процентных пунктов.
Значимым источником риска для страховщика является риск ликвидности, т.е. риск нехватки денежных средств для исполнения текущих обязательств страховщика, в том числе обязательств по выплате страховых возмещений. По этой причине (по аналогии с законодательством о банках и банковской деятельности) законопроект наделяет Банк России полномочиями по установлению норматива ликвидности страховщика и методики его расчета.
Статьей 1 законопроекта также предусматриваются следующие изменения:
- в целях защиты прав потребителей страховых услуг устанавливается запрет на использование юридическим лицом, не являющимся субъектом страхового дела или страховым агентом, в своем наименовании слова "страхование" и производных от указанного слова и словосочетаний с ним, а также слов, иным образом указывающих на то, что такое юридическое лицо имеет право на осуществление страховой деятельности. При этом законопроект содержит переходные положения, позволяющие таким юридическим лицам в установленный срок привести свое наименование в соответствие с требованиями настоящего законопроекта;
- актуализируются положения Закона о страховании в части учета и хранения ценных бумаг страховщика, в том числе исключаются как избыточные некоторые обязанности специализированного депозитария, установленные статьей 45 Федерального закона от 29 ноября 2021 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";
- в целях снижения регуляторной нагрузки исключается требование в отношении наличия у страховой организации ревизионной комиссии (ревизора).
Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", корреспондирующие с изменениями, предусмотренными статьей 1 законопроекта. В частности, учитывая то, что неплатеж по субординированному займу не приводит к банкротству страховщика, статьей 1 законопроекта исключен учет субординированных займов при расчете требований к финансовой устойчивости страховщика. В связи с чем статьей 2 законопроекта исключаются нормы, согласно которым при применении мер по предупреждению банкротства с участием Банка России субординированный займ конвертируется.
Статьей 3 законопроекта в целях реализации положений законопроекта, устанавливающих новые требования к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций, исключаются нормы Федерального закона от 29 июля 2018 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Статьей 4 законопроекта в целях реализации положений законопроекта, устанавливающих ограничение на использование юридическими лицами в своем наименовании (фирменном наименовании) слова "страхование" и производных от указанного слова и словосочетаний с ним, а также слов, иным образом указывающих на то, что такое юридическое лицо имеет право на осуществление страховой деятельности, устанавливаются сроки (12 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона) для приведения наименования (фирменного наименования) таких юридических лиц в соответствие с требованиями Федерального закона.
Принятие и реализация положений законопроекта позволит реализовать первый этап перехода на риск-ориентированный подход к регулированию и надзору за страховым рынком, установить качественные требования к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, а также требования по оценке достаточности собственных средств (капитала) страховщиков, исходя из рисков, присущих их деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Законопроектом предусмотрено, что Федеральный закон, в том числе нормы, устанавливающие возможность совмещения страховыми организациями своей деятельности с другими видами деятельности, вступает в силу в день его официального опубликования, за исключением положений, для которых законопроектом определены иные сроки вступления их в силу, что обусловлено необходимостью принятия нормативных актов Банка России, необходимых для реализации положений законопроекта, а также обеспечения возможности ознакомления субъектов страхового дела с положениями законопроекта и приведения их деятельности в соответствие с данными положениями.
------------------------------
1Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астана 29.05.2014);
2Решение Высшего Евразийского экономического совета от 01.10.2019 N 20 "О Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза";
3Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 25.11.2009 N 2009/138/ЕС "Об организации и осуществлении деятельности страховых и перестраховочных организаций (Нормы платежеспособности П)".
4Положение Банка России от 16 ноября 2021 года N 781-П "О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.