Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 437643-8 "О внесении изменений в статьи 33 и 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" разработан в целях конкретизации даты исключения сотрудника Следственного комитета Российской Федерации (далее соответственно - законопроект, Федеральный закон, Следственный комитет) из списков сотрудников ведомства в связи с его гибелью (смертью), а также распространения права на социальную защиту детей сотрудника, родившихся после его гибели (смерти).
Согласно действующей редакции статьи 33 Федерального закона погибший (умерший) сотрудник Следственного комитета исключается из списков сотрудников ведомства со следующего после его гибели (смерти) дня.
Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона, в Следственном комитете служебную деятельность осуществляют сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники Следственного комитета.
Прекращение трудового договора с федеральными государственными гражданскими служащими согласно статье 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" осуществляется в день смерти сотрудника, а не со следующего дня после его гибели.
Трудовой кодекс Российской Федерации также связывает день прекращения трудового договора с днем смерти работника.
В связи с изложенным в редакции законопроекта предлагается в случае смерти сотрудника Следственного комитета исключать его из списка сотрудников Следственного комитета со дня его гибели (смерти), то есть с даты, указанной в свидетельстве о смерти, с одновременным прекращением трудового договора.
Вносимые законопроектом изменения коснутся исключительно сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания. На военнослужащих Следственного комитета данные изменения не распространятся, поскольку согласно части 1 статьи 40 Федерального закона на военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии для военнослужащих, в частности, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 7 статьи 51).
Исключение умершего (погибшего) военнослужащего из списка личного состава воинской части со следующего дня после смерти или гибели обусловлено особенностями правового статуса военнослужащих и внутренней воинской организацией.
Кроме того, действующей редакцией части 6 статьи 36 Федерального закона предусмотрено, что компенсации выплачиваются только членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, находившимся на его иждивении. Из этого следует, что дети, родившиеся после его смерти, не могут считаться находившимися на иждивении и формально права на получение компенсации не имеют, что нарушает их права и законные интересы, а также противоречит общему смыслу данной нормы.
В целях урегулирования данного пробела предлагается дополнить часть 6 статьи 36 Федерального закона новым положением, предусматривающим отнесение к членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, имеющим право на выплату компенсации, его детей, родившихся после его гибели (смерти), в отношении которых отцовство установлено в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 48 и статьями 49 и 50 Семейного кодекса Российской Федерации. Для дополнительной защиты прав таких детей в части 2 статьи 3 законопроекта предусмотрены переходные положения.
Данные изменения не нарушат прав и законных интересов военнослужащих Следственного комитета, а также прав и законных интересы сотрудников иных государственных органов.
Так, Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" вообще не содержит условия иждивения для выплаты страховых сумм членам семей погибших военнослужащих и сотрудников. Соответственно, член семьи погибшего военнослужащего или сотрудника, независимо от того, когда он родился, получит страховую сумму.
Отнесение детей погибшего (умершего) лица, родившихся после его гибели (смерти), к членам семьи, имеющим право на выплату компенсации, закреплено в ряде нормативных правовых актов, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 52-П, постановлениях Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 481, от 13 августа 2013 г. N 694, от 28 июня 2017 г. N 759.
Обязательное государственное личное страхование прокуроров в случае их гибели (смерти) в период работы либо после увольнения согласно статье 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляется по нормам Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (статьи 1 и 20), поскольку основным условием выплаты страховых и компенсационных сумм является связь гибели (смерти) прокурора со "служебной деятельностью", в отличие от Федерального закона, устанавливающего иное условие выплаты страховых и компенсационных сумм, связанное "с исполнением служебных обязанностей". Таким образом, получателями выплат являются наследники погибшего (умершего) прокурора, в число которых входят и дети, родившиеся после смерти.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующих виду государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виду разрешительной деятельности, и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статьи 33 и 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.