Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 455876-8 "О внесении изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на усиление административной ответственности за совершение правонарушений в области правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, если в результате сбыта опасной для жизни и здоровья граждан алкогольной или спиртосодержащей продукции наступила смерть людей.
За последнее время в Российской Федерации участились случаи массового отравления граждан алкогольной продукцией. При этом профилактические меры борьбы с правонарушениями в данной сфере не приносят существенного результата.
В частности, в ряде регионов России произошло массовое отравление людей произведенным в Самарской области сидром марки "Мистер сидр", имеются летальные случаи, свыше 100 человек пострадало, находятся в медицинских учреждениях. Это вызвало большой общественный резонанс по всей России.
Указанная ситуация связана с не эффективностью проведения проверок предпринимателей, осуществляющих продажи алкоголя без сертификатов соответствия, накладных и справок к товарно-транспортным накладным по каждому наименованию продукции, а также существующая административная ответственность не соответствует степени общественной опасности правонарушения и требуется значительного ужесточения наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:
а) на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
б) на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, в случае если у предпринимателя отсутствуют документы, удостоверяющие легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, он может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
По данным официальной статистики Федеральной службы государственной статистики с начала 2023 года наблюдается рост числа выявленных правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
|
2023 январь-март |
январь-июнь |
Всего |
19 212 |
36 233 |
Прочие правонарушения |
3 528 |
6 158 |
Связанные с выпуском и оборотом продукции маркированной поддельными специальными или акцизными марками |
59 |
116 |
Связанные с выпуском и оборотом продукции немаркированной специальными или акцизными марками |
315 |
591 |
Связанные с использованием поддельного товарного знака |
84 |
176 |
Связанные с нарушением налогового законодательства |
6 |
7 |
Связанные с нарушением порядка учета алкогольной продукции |
46 |
106 |
Связанные с нарушением правил торговли алкогольной продукции |
13 193 |
25 039 |
Связанные с нарушением сроков представления декларации и искажением данных об объемах производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции |
32 |
106 |
Связанные с нарушением таможенного законодательства |
4 |
6 |
Связанные с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) |
185 |
504 |
Связанные с незаконным изготовлением алкогольной продукции на легальных предприятиях |
9 |
24 |
Связанные с незаконным изготовлением водки на легальных предприятиях |
8 |
11 |
Связанные с незаконным экспортом |
|
1 |
Связанные с несоблюдением минимальных цен |
7 |
20 |
Связанные с отсутствием лицензий |
1 744 |
3 379 |
Также увеличилось число протоколов об административных правонарушениях, составленных по результатам проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
|
2023 январь-март |
январь-июнь |
Российская Федерация |
17 680 |
35 500 |
Таким образом, количество правонарушений в данной сфере неизменно увеличивается.
Вместе с тем случаи массового отравления с летальным исходом свидетельствуют о том, что в настоящее время недостаточно эффективны правовые механизмы в области предупреждения и пресечения масштабной незаконной деятельности в сфере оборота алкогольной продукцией.
В связи с чем, создается ситуация, когда недобросовестные предприниматели на незаконных основаниях занимаются продажей дешевой спиртосодержащей продукцией, не исключающего суррогатного или контрафактного происхождения.
На основании изложенного законопроектом предлагается существенно увеличить размеры административных штрафов за совершаемые правонарушения в сфере продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.