Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на реформирование системы налогообложения налога на прибыль организаций в целях повышения её эффективности и увеличения темпов экономического роста.
Несмотря на высокий уровень технологического развития современной налоговой системы в Российской Федерации, её существенным недостатком остается очевидная и недостаточная направленность на стимулирование роста производства и повышения объема налоговой базы за счет такого роста. Одной из причин сложившейся ситуации стала чрезмерная концентрация налоговых полномочий на федеральном уровне и их соответственное уменьшение на уровне субъектов Российской Федерации.
В этой связи настоящим проектом федерального закона предлагается внести показавшие ранее свою эффективность на территории отдельных субъектов Российской Федерации изменения, направленные на возможность субъектов Российской Федерации снижать налогообложение компаний, чей объем выручки показывает стабильный рост на протяжении нескольких лет в целях стимулирования развития таких предприятий и их поддержки.
В настоящий момент налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации. В 2021 году общая ставка будет составлять 20%. При этом 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% - в бюджет субъекта РФ. Такой порядок распределения действует до 2024 года.
Законопроектом предлагается дополнить статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 7 следующего содержания:
"7. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, для предприятий и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, кроме организаций нефтегазодобывающей промышленности, понижается на 0,2 пункта за каждый процент прироста объема реализации продукции в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года в диапазоне прироста от 2 до 19 процентов. При приросте объема реализации продукции свыше 19 процентов ставка налога принимается равной 13,2 процента. Для многопрофильных предприятий понижение ставки производится только по прибыли, полученной от реализации промышленной продукции.
Дифференцированные (понижающие) ставки применяются исключительно при условии оплаты налоговых платежей в размере не менее суммы, подлежащей внесению в соответствующей бюджет в отчетном налоговом периоде, и выплаты текущей заработной платы.
Положения данного пункта не относятся к организациям, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом установлен льготный налоговый режим, включая: сельскохозяйственных производителей, резидентов Особых экономических зон, организаций-участников региональных инвестиционных проектов, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и других организаций, которым установлен специальный налоговый режим по налогу на прибыль.
В случае принятия субъектом Российской Федерации решения, предусмотренного настоящим пунктом, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.".
Положительные экономические последствия вышеуказанных новелл подтверждаются следующим:
1) В 2018 году доходы в консолидированные бюджеты субъектов составили: по налогу на прибыль 3656 млрд. руб., доходы по налогу на доходы физических лиц - 3110 млрд. руб. Ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в консолидированные бюджеты субъектов, в 2017-2024 гг. - 17 процентов. Дополнительные доходы в консолидированные бюджеты субъектов от действия предлагаемой поправки в НК РФ можно оценить по формуле:
Дi = (Дi / 100%) х V, где Дi - дополнительные доходы в бюджет по налогу i (налогу на прибыль, НДФЛ);
Дi - доходы в консолидированные бюджеты субъектов по налогу i в 2018 г. (Дпр = 3656 млрд. руб.,
Дндфл = 3110 млрд. руб; V - прирост объемов производства в процентах.
Выпадающие доходы по налогу на прибыль Дпр2 (в зависимости от прироста объемов производства) из консолидированных бюджетов субъектов от действия предлагаемой поправки в НК РФ можно оценить по формуле:
Дпр2 = (Дпр / Нпр) х Hпр(V), где Дпр = 3656 млрд. руб. - доходы в консолидированные бюджеты субъектов по налогу на прибыль в 2018 г. [1]; Нпр = 17% - ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в консолидированные бюджеты субъектов в 2017-2024 гг.; Hпр(V) = 0,2 х V - уменьшение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта, в зависимости от прироста объемов производства, в абсолютных пунктах.
Расчеты по вышеуказанным формулам показывают, что дополнительные доходы от суммы НДФЛ и налога на прибыль за счет дополнительного прироста объема реализации продукции будут в 1,5 раза превышать выпадающие доходы по налогу на прибыль от понижающих ставок налога (при любом приросте объема производства в параметрах, заданных в поправке к НК РФ). Поэтому товаропроизводителям невыгодно завышать показатель объемов реализации продукции для снижения ставки налога на прибыль.
2) Одновременно с этим указанные предложения уже показали положительный эффект и были опробованы на территории Волгоградской области в период с 1998 до 2000 года. Главной новеллой законодательства Волгоградской области в указанный период была реализация схожих предлагаемым настоящим проектом мер и введение гибкой налоговой системы с дифференцированными понижающими ставками налогов с обременяющим условием второго вида - ставки налогов на прибыль и имущество снижались в зависимости от прироста объемов производства. Законом прямого действия N 356-ОД от 3998 г. для всех категорий организаций промышленности ставка налога на прибыль понижалась на 0,1 пункта, а налога на имущество - на 0,05-0,075 пункта, за каждый процент прироста объема реализации продукции в сопоставимых цена к соответствующему периоду прошлого года. Мера оказалась востребованной и применялась организациями Волгоградской области в результате чего рост регионального промышленного продукта в течение одного 1998 г. составил 7,3 пункта, а фактическая бюджетная эффективность превысила 150%. При этом индекс роста промышленного производства в Волгоградской области в 1997 г. существенно (на 5,5%) уступал среднероссийскому, а в 1998 г. впервые в новейшей истории превысил его.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства убедительно доказывают эффективность предлагаемых мер по ускорению темпов роста промышленного производства и получению дополнительных доходов в бюджет Российской Федерации за счет регулируемых налогов с обременяющими условиями.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации в части снижения налога на прибыль организаций в зависимости от прироста объема реализации продукции"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации в части снижения налога на прибыль организаций в зависимости от прироста объема реализации продукции"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но приведет к выпадению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом реализация положений настоящего проекта федерального закона в течение последующих лет приведет к увеличению налоговой базы по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ и иным налогам, что приведет к образованию дополнительных доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.