Досье на проект федерального закона
Данный законопроект содержит предложения по денонсации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в Программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему, ратифицированного Федеральным законом от 07 июня 2006 года N 99-ФЗ.
Соглашение между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 г. (далее - Соглашение от 1995 года) было подписано от имени Российской Федерации в г. Вильнюсе 21 апреля 2005 г., Дополнительный протокол к нему подписан в г. Софии 28 апреля 2006 г.
Соглашением от 1995 года регулируется правовое положение военнослужащих, лиц из числа гражданского компонента и членов их семей одной из Сторон, находящихся на территории другой Стороны с ее согласия, путем применения к ним положений Соглашения между Сторонами Североатлантического договора о статусе их Сил от 19 июня 1951 г. (далее - Соглашение от 1951 года).
Соглашением от 1951 года определяется статус вооруженных сил во время их нахождения на территории другой Стороны, однако предполагается заключение отдельных соглашений между соответствующими Сторонами относительно направления и приема Сил, а также предусматривается предоставление Силам одной Стороны при нахождении на территории другой Стороны ряда льгот, включая ввоз и вывоз оружия, боевой техники, транспорта и других необходимых средств и товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. Такой порядок основывается на принципе взаимности.
Мероприятия в сфере военного сотрудничества Россия - НАТО проходили как на российской территории, так и за ее пределами, однако без урегулирования вопроса о статусе Сил их участников проведение таких мероприятий в свое время было затруднено.
Соглашениями от 1951 и 1995 годов регламентируется весь комплекс вопросов, связанных с направлением Сил НАТО на территорию России, так и военных Сил России по отдельному Соглашению на территорию других государств-членов НАТО: вопросы юрисдикции, ответственности за причинение ущерба и другие.
Принимающее государство осуществляет уголовную и дисциплинарную юрисдикцию во всех случаях, кроме случаев совершения преступлений исключительно против собственности или безопасности направляющего государства или его Сил, а также преступлений, совершенных в результате любого действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей. В отношении такого рода преступлений, а также преступлений, наказуемых по законам направляющего, но не принимающего государства, юрисдикцию осуществляет направляющее государство.
Дополнительным протоколом к Соглашению от 1995 года предусматривался отказ его участников от приведения в исполнение смертного приговора, вынесенного в отношении любого военнослужащего Сил, лица из числа гражданского компонента, а также членов их семей. Данное обязательство соответствует мораторию на исполнение смертных приговоров, введенному в Российской Федерации.
Для присоединения Российской Федерации к Соглашению от 1995 года и Дополнительному протоколу к нему необходимо было устранить несоответствие ряда положений Соглашения от 1951 года законодательству Российской Федерации. Поэтому в проекте федерального закона предусмотрено соответствующее заявление, в котором излагается понимание Российской Федерацией таких положений.
Ратификация Соглашения от 1995 года и Дополнительного протокола к нему отвечала интересам Российской Федерации на тот исторический момент и не требовала выделения дополнительных расходов из федерального бюджета.
1.2 Обоснование целесообразности денонсации международного Соглашения
Как было отмечено в законопроекте "О денонсации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в Программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему, ратифицированное Федеральным законом от 07 июня 2006 года N 99-ФЗ" предлагается денонсировать указанное Соглашение с учетом резкого ухудшения международных отношений с государствами-членами НАТО и следующих основных причин, повлиявших на прекращение дальнейших контактов с Советом НАТО, а также на невозможность проведения совместных мероприятий в рамках программы "Партнерство ради мира" и участия в совместных действиях военных Сил России с Силами государств - членов Североатлантического альянса - НАТО:
- Европейские государства и США члены НАТО, ввели против России беспрецедентное количество санкций: по состоянию на январь 2023 года Евросоюзом и США были объявлены с 2014 года 9 блоков финансово-банковских и экономических санкций с целью разрушить экономический и оборонный потенциал России;
- Североатлантический альянс - НАТО начиная с 1990 года и по настоящее время, несмотря на обещания руководства США и НАТО, проводит политику расширения его состава за счет стран бывшего социалистического лагеря: Польши, Чехии, Словакии, Словении, Венгрии, Болгарии и др., государств бывшего СССР: (стран Прибалтики: Литвы, Латвии и Эстонии), Грузии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины, расположенных по периметру границ Российской Федерации, что резко увеличило напряженность на территориях приграничных областей России;
- В настоящее время активно проводится деятельность по реализации вхождения в состав государств-членов альянса НАТО - Швеции и Финляндии - крупных государств, имеющих немалый военный и экономический потенциал, а также перекрывающих своими Силами практически полностью выход Российских морских Сил через акваторию Балтийского моря.
- Из-за нынешнего курса Евросоюза, направленного на обрушение всей архитектуры отношений с Россией, особенно после воинственных заявлений Председателя Евросоюза Жозепа Борреля, свойственных скорее полководцу, а не дипломату, объявившему призыв ко всем странам Европы подключиться к поддержке Украины, которая с 2014 года бомбила и убивала граждан ДНР и ЛНР только из того, что они хотели сохранить право говорить на русском языке, и не захотели жить под неонацистами, точнее под неофашистами, взявших полностью на вооружение немецко-фашистскую идеологию и практику убийства людей без суда и следствия.
- Новая политика Евросоюза союза государств-членов НАТО - это милитаризация и агрессивное навязывание своих подходов в международных отношениях под .давлением США, основанных на ультралиберальной идеологии. За три месяца 2022 года после начала СВО из Европейского фонда мира (ЕФМ) уже израсходованы 2 млрд евро на оказание военной помощи Украине против России - более трети того, что Евросоюз планировал потратить в глобальном масштабе за 7 лет.
- с 2014 года Евросоюзом и государствами членами НАТО были введены многочисленные, незаконные с точки зрения международного права и правил ВТО, односторонние антироссийские санкции. Страны Евросоюза и НАТО вместе с США взяли курс на демонтаж экономического взаимодействия с Россией.
- После поддержанного Евросоюзом государственного переворота на Украине в 2014 году Североатлантический блок НАТО:
прекратил все сотрудничество как по военной, так и по гражданской линии, игнорировал инициативы России о взаимной военной сдержанности;
отказывался рассматривать озабоченность России, высказанную дипломатическим путем в связи с расширением альянса НАТО, военным освоением соседних с Россией государств (стран Балтии: Латвии, Литвы и Эстонии), Румынии, Польши и других государств;
ликвидировал возможности взаимодействия и регулирования отношений в рамках Соглашения через созданные для этих целей представительства России в Брюсселе и представительства НАТО в г. Москве, роль которых последовательно снижалась, а затем - после 2014 года были вовсе ликвидированы. То есть, в настоящее время канала связи России с Советом НАТО в Брюсселе нет и перспектив для повторного выстраивания отношений с НАТО не предвидятся, пока в этой сфере доминируют милитаристские силы и интересы крупного капитала в США.
- В июле 2022 года НАТО официально признала Россию своей главной угрозой, когда страны-члены Североатлантического блока НАТО приняли новую стратегическую концепцию на саммите в Мадриде. При этом участники данного саммита НАТО выразили надежду, что российская спецоперация СВО на Украине завершится полной победой Украины.
- В своем выступлении в январе 2023 года Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров изложил нынешнюю обстановку в мире и четко обозначил главную задачу США и его сателлитов: обеспечение объединенными усилиями всех членов Североатлантического блока НАТО военного поражения России в ходе проведения специальной военной операции против неонацистских сил на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, вплоть до ликвидации России и расчленения его территории на несколько частей.
В дальнейшей перспективе Россия пребывая в составе Североатлантического блока в рамках данного Соглашения не сможет влиять на формирование позитивных отношений с государствами-членами НАТО, так как в заложенных в Соглашений задачах и целях, а также в обновленной стратегии НАТО на саммите в Мадриде летом 2022 года объявлено, что Россия является главной угрозой Североатлантического альянса, то есть является их главным врагом.
С учетом вышеизложенных аргументов и фактов подготовлен данный законопроект "О денонсации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 г. и Дополнительного протокола к нему" как правового акта, закрепляющего волю России в связи с полной бесперспективностью продолжения дальнейших контактов и отношений в рамках данного Соглашения между военным блоком Европы и США - НАТО и Россией на Европейском континенте.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О денонсации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в Программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему"
Принятие Федерального закона "О денонсации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в Программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О денонсации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в Программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему"
Принятие Федерального закона "О денонсации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в Программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, внесения дополнения в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.