Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 411043-8 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
(в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны) (далее - Законопроект) направлен на урегулирование проблемы так называемых "орфанных", или "сиротских", произведений, то есть произведений, срок охраны которых предположительно не истек, но разрешение на их использование получить невозможно из-за того, что неизвестен их автор и/или правообладатель.
В ряде случаев неизвестно даже имя автора, а если оно известно, то невозможно установить, жив ли он, есть ли у него наследники или иные правопреемники, не удается установить их место жительства, почтовый адрес или другие способы связи с ними. В других случаях автор (или его наследник) может быть известен, но исключительное право на произведение ему не принадлежит, а правообладатель неизвестен, а если известен, то не удается найти ни его самого, ни его правопреемников. В некоторых случаях при наличии нескольких соавторов или иных сообладателей исключительного права на произведение неизвестен один из них, что тоже приводит к невозможности получения согласия на использование произведения, поскольку распоряжение исключительным правом должно осуществляться такими лицами совместно (пункт 3 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Подобные ситуации крайне осложняют использование объектов авторских и смежных прав, мешают нормальному обороту исключительных прав. В последнее время ситуация усугубляется широким использованием произведений в электронной форме и в информационно-телекоммуникационных сетях. Так, при попытках оцифровать (перевести в электронную форму) библиотечные или архивные фонды, хранящиеся в виде печатных книг или фонограмм, аудиовизуальных произведений, записанных на материальных носителях, организации сталкиваются с тем, что более 50% таких фондов могут быть отнесены к упомянутой категории произведений. Зачастую утрачиваются упоминания авторов и правообладателей при использовании произведений в Интернете. Из-за специфики самих объектов возможна потеря сведений об авторах и правообладателях в отношении произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Вместе с тем спрос на использование подобных произведений существует. К тому же отсутствие возможности дальнейшего использования произведений влечет за собой, по сути, их потерю для общества, поскольку они забываются и теряются из виду. Во многих странах мира в последнее время предлагаются различные пути предоставления заинтересованным лицам возможности использования произведений такого рода при отсутствии разрешения со стороны правообладателя. Законопроект направлен на разработку порядка правомерного использования объектов авторских и смежных прав, авторы или иные правообладатели которых неизвестны, с учетом особенностей, присущих законодательству об интеллектуальных правах Российской Федерации.
В Законопроекте предлагается установить порядок использования некоторых видов объектов авторских и смежных прав, автор или иной правообладатель которых неизвестен, основанный на выдаче лицу, заинтересованному в использовании такого объекта, разрешения в виде неисключительной возмездной лицензии, которая после надлежащей проверки выдавалась бы ему уполномоченной организацией. Такой организацией должна стать одна из организаций по коллективному управлению правами, получившая в установленном порядке государственную аккредитацию на управление исключительными правами в данной сфере (статья 1244 ГК РФ). Данная организация, получив заявление лица, претендующего на использование объекта авторских или смежных прав, автор или иной правообладатель которого неизвестен, должна совершить целый ряд действий по проверке того, действительно ли автор или иной правообладатель такого объекта неизвестен, в том числе и по проверке того, что заявитель, прежде чем обратиться к ней, принимал надлежащие меры по установлению и/или поиску правообладателя. В случае, если в результате проверки, проведенной аккредитованной организацией, будет установлено, что соответствующий объект может быть использован в порядке, установленном для случаев, в которых автор или иной правообладатель неизвестен, она обязана разместить объявление о поиске этого лица на своем официальном сайте в сети "Интернет". По истечении 30 рабочих дней со дня размещения объявления, если автор или иной правообладатель не будет установлен и/или найден, аккредитованная организация вправе внести сведения об объекте авторских или смежных прав в реестр и общедоступную информационную систему (пункт 5 статьи 1243 ГК РФ), а также заключить с заявителем лицензионный договор на условиях предоставления неисключительной возмездной лицензии, рассчитав предварительно размер вознаграждения, причитающегося автору или иному правообладателю. Лицензиат должен перевести соответствующее вознаграждение на указанный аккредитованной организацией номинальный счет, на котором денежные суммы, причитающиеся неизвестным правообладателям, будут храниться до тех пор, пока указанные лица не будут найдены.
Законопроект также предусматривает порядок, в котором аккредитованная организация заключает подобные лицензионные договоры в отношении тех объектов авторских или смежных прав, которые уже включены в соответствующий реестр и общедоступную информационную систему.
Предлагаемый порядок заключения аккредитованной организацией лицензионных договоров в пользу правообладателей, которые не поручали ей представлять свои интересы, в целом соответствует аналогичному порядку, предусмотренному для управления исключительными правами в других сферах, в которых выдается государственная аккредитация, поскольку они также допускают представительство без договора. Предварительные шаги, направленные на принятие надлежащих мер по установлению и поиску правообладателей, необходимы для того, чтобы избежать злоупотреблений, из-за которых предусмотренный механизм может стать поводом для немотивированного бездоговорного использования объектов авторских и смежных прав. На борьбу со злоупотреблениями направлены и предусмотренные законопроектом меры защиты правообладателя, включая меры ответственности за нарушение его прав со стороны лицензиата и аккредитованной организации.
Так, аккредитованная организация несет ответственность за качество проведения проверки заявления, за своевременность размещения объявления о поиске автора или иного правообладателя и внесения сведений в реестр и общедоступную информационную систему. Лицензиат несет ответственность за достоверность и подлинность представленных аккредитованной организации сведений, а также за использование объекта авторских или смежных прав в установленных лицензионным договором пределах. Правообладатель вправе требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями или бездействием аккредитованной организации и/или лицензиата, в том числе в связи с непринятием надлежащих мер по его поиску, а также применить к нарушителю иные меры защиты исключительного права в соответствии со статьей 1252 ГК РФ.
Если правообладатель обратится к аккредитованной организации с требованием о выплате вознаграждения за использование объекта авторских или смежных прав либо с требованием об исправлении недостоверной информации, содержащейся в реестре и общедоступной информационной системе, аккредитованная организация должна будет внести в них необходимые исправления, а также обеспечить возврат правообладателю в течение месяца причитающегося ему вознаграждения, хранящегося на номинальном счете.
Предусматривается, что правообладатель может расторгнуть лицензионный договор, заключенный аккредитованной организацией, на основании направленного аккредитованной организации письменного уведомления. Расчеты между сторонами в этом случае будут подпадать под действие статьи 453 ГК РФ.
Законопроект дает определение тех субъектов, которые в соответствии с ним считаются неизвестными. Это - автор или иной правообладатель, имя или наименование которого не установлено, а если установлено, то необходимая для связи с ним информация не была найдена несмотря на то, что были приняты надлежащие меры по его установлению и/или поиску.
Законопроект устанавливает ограниченный круг объектов авторских и смежных прав, которые могут использоваться предусмотренным способом. К ним относятся:
1) правомерно обнародованные произведения литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографические произведения и произведения, полученные способами аналогичными фотографии, а также музыкальные произведения с текстом или без текста;
2) правомерно обнародованные или необнародованные, но находящиеся на территории Российской Федерации фонограммы и исполнения.
Данный перечень охватывает наиболее часто используемые объекты авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны. Перечисленные объекты авторских и смежных прав могут быть использованы в установленном порядке, если они до этого уже были правомерно обнародованы. Объекты смежных прав могут быть использованы также в том случае, если они не были обнародованы, но находятся на территории Российской Федерации (например, хранятся в архиве), поскольку срок охраны в отношении фонограмм начинает течь с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись или в котом она была обнародована (пункт 1 статьи 1327 ГК РФ), а в отношении исполнений с 1 января года, следующего за годом, в котором артистом-исполнителем или дирижером осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо обнародование в виде сообщения исполнения в эфир или по кабелю или доведения исполнения до всеобщего сведения (пункт 1 статьи 1318 ГК РФ).
Еще одним ограничением является установление в ГК РФ исчерпывающего перечня способов использования соответствующих объектов, на которые может быть дано разрешение в лицензионном договоре, заключаемом аккредитованной организацией. К ним относятся: воспроизведение (включая создание копии произведения в электронной форме); распространение путем продажи или иного отчуждения экземпляров; доведение до всеобщего сведения; переработка для создания производных произведений. В отношении необнародованных объектов смежных прав допускается также их обнародование указанными способами.
В случаях, в которых исключительное право на объект авторского или смежного права принадлежит нескольким лицам либо такой объект включает права на другие охраняемые объекты, причем не все правообладатели известны, законопроектом предусматривается, что использование указанных объектов в порядке, предусмотренном законопроектом, возможно только при условии получения согласия всех известных правообладателей, если иной порядок получения согласия на использование не определен соглашением, ранее заключенным между правообладателями. При этом размер вознаграждения, причитающегося неизвестным правообладателям, должен определяться в соответствии с пунктом 3 статьи 1229 ГК РФ.
В целях обеспечения интересов правообладателей законопроект предусматривает несколько обязательных требований к модели сбора и управления денежными средствами, причитающимися авторам или правообладателям, в отношении которых отсутствуют необходимые сведения.
Во-первых, номинальный счет, на который может зачисляться вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав, может быть открыт только в российских кредитных организациях.
Во-вторых, хотя и допускается возможность инвестирования временно не востребованных, находящихся на номинальном счете денежных средств правообладателей, в отношении которых отсутствуют необходимые сведения, однако организация по управлению правами на коллективной основе вправе инвестировать эти средства на условиях и в пределах, установленных Правительством Российской Федерации. Подобное ограничение позволяет снизить риски утраты таких активов и в то же время создает дополнительные возможности для развития экономики внутри страны и избежать обесценивания средств, накапливающихся на номинальном счете в пользу правообладателей.
Правообладатель, который изъявит желание получить причитающиеся ему денежные средства, вправе получить их вместе с причитающимся ему доходом от использования денежных средств не позднее одного месяца с момента его обращения к банку или владельцу счета.
Номинальный счет может использоваться также для сбора и хранения денежных средств, причитающихся иным правообладателям.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предусмотренный законопроектом срок вступления его в силу (по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования) обусловлен необходимостью подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
(в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны) и его реализация не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
(в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны) потребует принятия:
1) постановлений Правительства Российской Федерации
- об утверждении Правил инвестирования денежных средств за использование объектов авторских и (или) смежных прав, правообладатели которых неизвестны, находящихся на номинальном счете аккредитованной организации по коллективному управлению правами;
- об утверждении Правил расчета процентов за пользование денежными средствами, уплаченными пользователями за использование объектов авторских и (или) смежных прав, правообладатели которых неизвестны, находящимися на номинальном счете банка и контроля банком за использование владельцем счета таких денежных средств в интересах бенефициаров;
- об утверждении ставок и правил расчета вознаграждения за использование объекта авторских или смежных прав, правообладатели которых неизвестны.
Срок подготовки - два месяца с момента принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство культуры Российской Федерации.
2) приказа Министерства культуры Российской Федерации об утверждении требований к составу информации, содержащейся в заявлении лица, претендующего на использование объекта авторских или смежных прав; перечня мер по поиску автора или правообладателя; перечня общедоступных информационных систем, в которых размещена информация об объектах авторских и смежных прав и о правах на них; перечня иных источников, подлежащих использованию.
Срок подготовки - два месяца с момента принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство культуры Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
(в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части установления порядка использования отдельных объектов авторских и смежных прав, правообладатели которых неизвестны) не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.