Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 412057-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее Законопроект) подготовлен в целях актуализации норм Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ), в том числе посредством изъятия неиспользуемых норм, а также совершенствования системы льгот Банка России.
Законопроект предусматривает следующие изменения в Федеральный закон N 86-ФЗ:
1. Внесение изменений в статью 89 Федерального закона N 86-ФЗ, допускающее возможность использования средств пенсионного фонда Банка России для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России с привлечением третьих лиц, в том числе негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ).
Действующее регулирование не предполагает перечисление пенсионных взносов Банка России в НПФ в качестве их правомерного применения.
Указанные обстоятельства явились предпосылками для разработки изменений, направленных на наделение Банка России правом на заключение договоров с НПФ и перечисление пенсионных взносов Банка России в НПФ.
Проектируемые положения позволят совершенствовать систему льгот Банка России, поспособствуют эффективному разрешению задач привлечения и удержания персонала Банка России.
2. В целях гармонизации регулирования предлагается привести в соответствие терминологию в статьях 13, 18 и 89 Федерального закона N 86-ФЗ с пунктом 7 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
3. Законопроектом предусматривается исключение из Федерального закона N 86-ФЗ норм, утративших свою актуальность в связи с изменением надзорных процессов Банка России (о праве принятия Советом директоров Банка России решения о проведении повторной проверки кредитной организации в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку).
4. В связи с прекращением участия Банка России в капитале ПАО Сбербанк в соответствии с Федеральным законом от 18.03.2020 N 50-ФЗ "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного устранении указанного несоответствия в установленный срок и (или) об установлении повышенных значений параметров риска.
Следует отметить, что в соответствии с частью второй статьи 72 Федерального закона N 86-ФЗ порядок получения разрешения на применение банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков устанавливается Банком России.
В рамках данной компетенции в нормативных актах Банка России будет однозначно установлено, в каких случаях при наличии в банковских методиках и моделях несоответствий установленным требованиям принимается решение о выдаче разрешения "с условиями", а в каких - об отказе в выдаче разрешения.
Так, разрешение "с условиями" может быть выдано в следующих случаях:
выявленные несоответствия могут быть "компенсированы" за счет установления повышенных значений параметров риска (в таких случаях в разрешение включаются условия об установлении повышенных значений параметров риска - например, для компенсации недостаточной консервативности выбранных банком значений параметров калибровки модели, не обеспечивающих адекватную оценку величины кредитного риска банка и требуемого капитала на его покрытие);
выявленные несоответствия могут быть устранены в течение определенного срока после выдачи разрешения в силу их несущественности (в таких случаях в разрешение включаются условия о проведении банком необходимых мероприятий в определенный срок - например, о точечных доработках методик банка на основании результатов анализа последующей работы моделей).
В случае выявления несоответствий, не отвечающих обозначенным выше критериям (возможность компенсации, несущественность, устранимость) принимается решение об отказе в выдаче разрешения. Такое решение может быть принято, например, в случае, если для переработки нестабильно работающей модели банку требуется накопление данных за длительный период (свыше 3 лет).
Предлагаемые законопроектом изменения по установлению обязанности по применению ПВР всеми СЗКО направлены на совершенствование систем управления кредитным риском СЗКО и, как следствие, повышение их финансовой устойчивости. Реализация представленных изменений позволит обеспечить применение всеми СЗКО наиболее эффективного и риск-чувствительного подхода к оценке величины кредитного риска и расчета требований к регулятивному капиталу, необходимому для его покрытия. Это создаст равные конкурентные условия для СЗКО в этом отношении, обеспечит общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" принадлежащие Банку России обыкновенные акции ПАО Сбербанк были проданы Правительству Российской Федерации, положения частей второй - четвертой статьи 8 Федерального закона N 86-ФЗ, регулирующие вопросы, касающиеся порядка уменьшения или отчуждения доли участия Банка России в уставном капитале ПАО Сбербанк, предлагается признать утратившими силу, что позволит отразить состоявшееся отчуждение Правительству Российской Федерации принадлежащих Банку России акций ПАО Сбербанк.
5. Изменения в статьи 72 и 72.1 Федерального закона N 86-ФЗ направлены на реализацию поддержанной банковским сообществом инициативы по обязательному переходу всех системно значимых кредитных организаций (далее - СЗКО) на применение модельного подхода к оценке величины кредитного риска 1 (т.н. "подхода на основе внутренних рейтингов", далее - ПВР).
В настоящее время в статье 72.1 Федерального закона N 86-ФЗ установлена возможность получения кредитной организацией, головной кредитной организацией банковской группы разрешения Банка России на применение ПВР на добровольной основе. По состоянию на 01.05.2023 четыре СЗКО 2 уже применяют ПВР в целях расчета нормативов достаточности капитала на основании полученного ими разрешения Банка России на применение ПВР.
Обязанность по применению ПВР СЗКО в отношении требуемой доли активов 3 устанавливается с 01.01.2030 с учетом требуемого СЗКО времени на предварительную подготовку и получение соответствующих разрешений Банка России на применение ПВР.
Также законопроектом вносятся уточняющие изменения в статьи 72 и 72.1 Федерального закона N 86-ФЗ с учетом накопленного Банком России опыта по проведению регуляторной оценки (валидации) и последующего надзора за применением ПВР банками, уже получившими разрешение Банка России на применение ПВР на добровольной основе.
Законопроектом в частности предусматривается, что в случае выявления несоответствия банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков установленным требованиям Банк России может выдать разрешение на применение ПВР, содержащее условие об возможность применения всеми СЗКО наиболее точных подходов к ценообразованию кредитных продуктов, обеспечит максимальную "прозрачность" кредитных рисков всех СЗКО для регулятора.
Срок вступления в силу для положений законопроекта определяется в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" - по истечении десяти дней после дня официального опубликования, если не установлен иной срок вступления в силу.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
------------------------------
1 Доклад Банка России для общественных консультаций "О переводе системно значимых кредитных организаций на подход к оценке кредитных рисков на основе внутренних рейтингов" был опубликован на официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/content/document/file/123098/consultation_paper_02062021.pdf
2 ПАО Сбербанк, АО "Райффайзенбанк", АО "Альфа-Банк", Банк ВТБ (ПАО).
3 Указанная доля активов и требования к её расчету будут установлены в нормативном акте Банка России.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребуют дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.