Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 416438-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования законодательства в части оптимизации механизма назначения и выплаты социального пособия на погребение с учетом развития современных информационных технологий.
Основным эффектом для гражданина от принятия законопроекта является переход на электронное межведомственное взаимодействие, предоставление социального пособия на погребение в электронном виде по одному заявлению с одновременным исключением истребования документов от гражданина.
Проектируемые изменения затрагивают положения Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Федеральный закон N 8-ФЗ) в части порядка обращения и условий возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также в части назначения и выплаты гражданам социального пособия на погребение.
В соответствии с положениями Федерального закона N 8-ФЗ размер социального пособия на погребение определяется исходя из стоимости услуг, утвержденной органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также установленного предельного размера социального пособия на погребение (возмещения стоимости услуг). Предельный размер социального пособия на погребение подлежит ежегодной индексации.
На практике возникает вопрос, на какую дату следует определять размер социального пособия на погребение, если в период между датой смерти, датой погребения и датой обращения за осуществлением выплат имело место изменение предельного размера социального пособия на погребение либо изменение стоимости гарантированного перечня услуг. Вопрос определения размера социального пособия на погребение возникает также при реализации экстерриториального принципа обращения за осуществлением выплат, когда в муниципальном образовании по месту получения пенсии умершим гражданином, месту его погребения и месту обращения заявителя определена разная стоимость гарантированного перечня услуг по погребению или применяется районный коэффициент.
Более того, возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, осуществляется по предельным установленным размерам пособия, в то время как для отдельных субъектов Российской Федерации и (или) местностей в их границах фактическая стоимость услуг ниже той, которая установлена уполномоченными органами.
В целях урегулирования вопроса определения суммы выплаты предлагается установить, что возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, производится в размере, определяемом на дату погребения умершего по месту его погребения. Для выплаты социального пособия на погребение его размер предлагается определять на дату составления записи акта о смерти и по последнему месту жительства умершего, а при его отсутствии - по месту государственной регистрации смерти.
На Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации законопроектом возлагается функция по подтверждению сделанного заявителем выбора получения услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Планируется внедрение единого заявления, в котором заявитель выберет либо получение услуг в соответствии с гарантированным перечнем, либо выплату социального пособия на погребение. В случае выбора получения услуг в соответствии с гарантированным перечнем Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации предоставит заявителю документ (сведения), который подтверждает (которые подтверждают) сделанный выбор и на основании которого будет возможно дальнейшее обращение заявителя в специализированные организации. Формат подтверждающего документа (в электронном виде, на бумажном носителе) будет разработан в рамках реализации норм законопроекта, а порядок его получения гражданином предельно упрощен.
При предъявлении выписки о выборе заявителем получения услуг в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению будет обеспечена возможность проверки ее достоверности.
Так, в целях подтверждения наличия в информационной системе сведений о выданной выписке форма выписки будет содержать двухмерный штриховой код (QR-код), позволяющий при его считывании проверить обозначенные сведения. Указанная возможность будет обеспечена для всех заинтересованных сторон правоотношений в рамках предоставления гарантированного перечня услуг по погребению.
Соответствующий порядок проверки будет утвержден Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона N 8-ФЗ основанием для назначения и выплаты социального пособия на погребение лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, является справка о смерти (форма N 11), утвержденная приказом Минюста России от 1 октября 2018 г. N 200 "Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния" (далее - справка о смерти).
Для возможности цифровизации процесса предоставления социального пособия на погребение, а также для создания удобных условий для граждан законопроектом предусматривается порядок выплаты указанного пособия на основании сведений, поступающих из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - EГP ЗАГС). Сведения о назначенных пособиях доступны к получению из государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - ГИС ЕЦП). Данные технологические возможности позволяют исключить из процедуры выплаты социального пособия на погребение и предоставления услуг согласно гарантированному перечню предоставление справки о смерти на бумажном носителе как основания получения выплаты (услуг) и таким образом избавить гражданина, располагающего реквизитами актовой записи о смерти, от необходимости обращаться в территориальный Орган записи актов гражданского состояния.
При этом для иных органов, в которых умерший получал пенсию, если на день смерти пенсионное обеспечение умершего осуществлялось такими органами и умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, остается существующий порядок предоставления пособия на погребение на основании справки о смерти.
Следует отметить, что предусматриваемое законопроектом разграничение полномочий органов, выплачивающих пособие, а также установление нормы о размещении в ГИС ЕЦП информации о выплате Социального пособия на погребение позволят иным уполномоченным органам, в том числе Минобороны России, проверять факты назначения социального пособия на погребение, что в свою очередь позволит избежать двойных выплат.
В целях синхронизации сроков доработки информационных систем участников информационного взаимодействия, в том числе Минобороны России, и реализации предусмотренного законопроектом механизма выплаты социального пособия на погребение, в том числе с учетом того, что загрузка сведений о пенсиях и иных мерах социальной защиты (поддержки), предоставляемых лицам, проходившим (проходящим) военную и приравненную к ней службу, в ГИС ЕЦП посредством системы межведомственного электронного взаимодействия со стороны Минобороны России возможна с 1 января 2024 г., предлагается установить срок вступления в силу положений законопроекта с 1 января 2025 г.
Для обеспечения возможности предоставления выплаты по принципу "одного окна" проектируемыми изменениями устанавливается, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации выполняет административные функции по приему всех заявлений о назначении социального пособия на погребение или о получении услуг по погребению, направлению и обработке межведомственных запросов для определения права на получение социального пособия на погребение и дальнейшей маршрутизации заявления в ответственные за принятие решения органы с проектом решения о выплате пособия и документами (сведениями), полученными в рамках межведомственного взаимодействия. Проектируемая норма позволит создать "единое окно" для обращений граждан за получением социального пособия на погребение, сократить количество отказов в назначении выплаты пособия из-за некорректного выбора уполномоченного органа и упростить клиентский путь при нахождении человека в трудной жизненной ситуации.
Предусмотренные законопроектом изменения не перестраивают механизм процесса выплаты социального пособия на погребение, а оцифровывают действующую схему его выплаты.
Статья 10 Федерального закона N 8-ФЗ в настоящее время предусматривает осуществление выплаты социального пособия на погребение в день обращения. При этом на практике правило о выплате социального пособия на погребение через организацию почтовой связи (либо страхователями) снижает удобство и доступность получения этой меры. Реализация указанного положения также вызывает определенные затруднения в случае выбора заявителем способа выплаты социального пособия на погребение путем зачисления на счет, открытый в кредитной организации, поскольку срок зачисления платежа в данном случае может составлять три банковских дня. При этом срок осуществления рассматриваемых выплат следует определять в рабочих днях.
В связи с этим законопроектом предлагается производить выплату социального пособия на погребение по выбору гражданина: на счет, открытый в кредитной организации, или через организацию почтовой связи, а также уточнить сроки перечисления (выплаты) указанных средств.
Принимая во внимание законодательные основы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по государственным услугам, которые определены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и оказываются за счет средств субъектов Российской Федерации, предлагается на основании статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установить, что единый стандарт предоставления государственной услуги по назначению социального пособия на погребение утверждается Правительством Российской Федерации.
Проектируемые изменения взаимоувязаны с мероприятиями суперсервиса "Утрата близкого человека", целевое состояние которого утверждено протоколом президиума Правительственной комиссии изменения взаимоувязаны с мероприятиями по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 16 января 2020 г. N 1 (приложения N 4 и 5).
В целях реализации гарантий погребения умерших (погибших) сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации законопроектом также предусматриваются изменения в статьи 11, 15 и 20 Федерального закона N 8-ФЗ, которые направлены на распространение его норм на сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Изменения, вносимые в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", обусловлены переходом на механизм назначения и выплаты социального пособия на погребение застрахованным лицам непосредственно органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации ("прямые выплаты").
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлекут негативных социально-экономических последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не потребует дополнительного финансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Q внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Единого стандарта предоставления государственной услуги по назначению социального пособия на погребение".
Утверждение Правительством Российской Федерации Единого стандарта предоставления государственной услуги по назначению социального пособия на погребение предусмотрено статьей 1 проекта федерального закона.
Единый стандарт будет включать в себя в том числе:
форму заявления, подаваемого гражданином в целях получения социального пособия на погребение или получения выписки о праве на получение гарантированного перечня услуг по погребению; форму выписки о праве на получение гарантированного перечня услуг по погребению и порядок проверки ее достоверности;
состав сведений, получаемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке межведомственного взаимодействия;
порядок получения гражданином сведений о ходе рассмотрения заявления и способы уведомления о принятом решении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Минстрой России, Минцифры России, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.