Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 419851-8 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в части установления права на получение материнского (семейного) капитала для граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Российской Федерации на момент рождения ребенка, при рождении у них первого, второго или последующего ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации со дня своего рождения.
В настоящее время в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) установлено, что право на получение дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.
Согласно статье 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В этой связи возникли разночтения положений статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ в части определения права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в зависимости от наличия гражданства Российской Федерации у матери и ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло указанное право.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 28 сентября 2017 г. N 2110-О и от 25 января 2018 г. N 175-0), законодатель признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки факт рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей женщиной гражданкой Российской Федерации.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года.
В целях урегулирования разночтений законопроектом предлагается установить, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации со дня рождения, у лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на момент рождения ребенка, независимо от места их жительства.
Учитывая сложившуюся практику в части определения права на материнский (семейный) капитал, в целях заблаговременного информирования о вносимых изменениях лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, в том числе являющихся супругами граждан Российской Федерации, родивших детей-граждан Российской Федерации либо планирующих рождение детей, и которые при этом находятся в процессе приобретения гражданства, предлагается отложить вступление в силу данной нормы законопроекта с 1 января 2024 года.
Отложенный срок вступления в силу данной нормы позволит лицам, находящимся в настоящее время в процессе приобретения гражданства Российской Федерации, ускорить его оформление и воспользоваться правом на материнский (семейный) капитал.
Учитывая, что в 2022 году в Российской Федерации образованы новые субъекты - Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области, в целях исключения случаев отказов в предоставлении права на материнский (семейный) капитал гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, в связи с отсутствием гражданства Российской Федерации у матери (отца) и ребенка на дату рождения ребенка, действие положений абзаца первого части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ (в редакции законопроекта) предлагается не распространять на граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях указанных республик и областей по состоянию на день их принятия в Российскую Федерацию.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.