Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на изменение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с возможностью фиксации с помощью работающих в автоматическом режиме шумомеров правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, посягающих на покой граждан и совершенных с использованием автомобилей и мототранспортных средств.
В законопроекте (пункт 1 статьи 1) шумомеры определяются как "работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции измерения уровня звука, издаваемого транспортным средством, совмещенные с работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи". Необходимо учитывать, что для случаев привлечения к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 Кодекса, фото- и видеофиксация правонарушения являются необходимым доказательством факта его совершения, поэтому определение указанными техническими средствами уровня звука без фиксации самого звука, а также невозможность его последующего воспроизведения и соотнесения с конкретным источником по фото- и видеоматериалам не может являться доказательством совершения правонарушения.
Предлагаемые законопроектом (пункт 2 статьи 1) изменения статьи 3.5 Кодекса касаются установления законом субъекта Российской Федерации за совершение правонарушений, посягающих на покой граждан и тишину, административного штрафа для граждан в размере от пяти до тридцати тысяч рублей. Установление такого правового регулирования в отношении исключительно указанных правонарушений может создать дисбаланс в размерах административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за правонарушения в иных сферах, имеющие не меньшую общественную вредность. Кроме того, предусмотренное законопроектом определение размера административного штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя, не учитывает, что шум, издаваемый транспортным средством, может исходить не только от двигателя, но и, например, от звуковоспроизводящих устройств.
Законопроектом (пункт 4 статьи 1) из статьи 8.23 Кодекса исключается административная ответственность граждан за эксплуатацию автомобилей и мототранспортных средств, у которых уровень шума превышает нормативы, установленные государственными стандартами. Обращаем внимание, что состав данного правонарушения является специальным по отношению к составу, предусмотренному частью 1 статьи 12.5 Кодекса (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена). В соответствии с указанными Основными положениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - ПДД), запрещается эксплуатация транспортных средств, в том числе, если допустимый уровень внешнего шума превышает установленные величины, а также если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения соответствующих уполномоченных органов. Такие предельные уровни шума и запрет установлены Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877), а приказом Росстандарта от 18.07.2017 N 708-ст межгосударственный стандарт введен в действие в качестве национального стандарта. С учетом изложенного исключение указанной специальной нормы из Кодекса и предусмотренная проектом возможность регулирования этой сферы законами субъектов Российской Федерации будет противоречить пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 1 законопроекта предусматривается возможность применения задержания транспортного средства для пресечения административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, посягающих на покой граждан и тишину. В соответствии с частью 2 статьи 22.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации (их должностными лицами). В этой связи необходимо отметить, что для задержания транспортного средства в большинстве случаев требуется его остановка, при этом право остановки транспортных средств в соответствии с пунктом 2.4 ПДД принадлежит регулировщикам, к которым должностные лица органов субъектов Российской Федерации не относятся.
Нуждается в уточнении дата вступления в силу Федерального закона (пункт 1 статьи 2 законопроекта).
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.